В сентябре 2013 г. на факультете международного
бизнеса ОмГУ им. Ф.М. Достоевского был начат
небольшой эксперимент. В рамках преподавания курса «Концепции
современного естествознания» студентам на выбор было предложена замена
традиционного курса в традиционной технологии (лекции раз в неделю + 4
тематических компьютерных тестирования под наблюдением преподавателя и
накопительный зачет) прохождением одного из списка предложенных МООК. При предъявлении сертификата об
окончании и заполнения анкеты студентам зачитывалась плановая дисциплина.
Основной целью эксперимента было получение
организационного опыта и изучение реакции и мотивации студентов на внедрение
МООК в корпус элективных дисциплин вуза.
Список дисциплин формировался из доступных на
01-15.09 2013 г. курсов трех пионерских платформ МООК. Он представлен в таблице
1.
Таблица 1. Список предложенных МООК
№
|
Название курса
|
Университет/автор
|
начало курса/ продолжительность/ трудоемкость
|
Платформа
|
1
|
Introduction to Physics
|
Andy Brown
|
любое время
|
Udacity
|
2
|
Introduction to Human Evolution
|
Wellesley College/
Adam Van Arsdale
|
05.09.13/ 4-6 часов в неделю/13 недель (65 часов)
|
EDX
|
3
|
Introduction to
Biology - The Secret of Life
|
MIT/ Eric S. Lander
and other
|
10.09.13/ 12 в неделю/ 14 недель (168 часов)
|
EDX
|
4
|
Dinosaur
Paleobiology
|
University of Alberta/
Philip John Currie and Betsy Kruk
|
04.0913/ 3-10 часво в неделю/12 недель (72-84 часа)
|
Сoursera
|
5
|
From the Big Bang to
Dark Energy
|
The University of
Tokyo/ Hitoshi Murayama
|
03.09.13/ 5-6 часов в неделю/4 недели (20-30 часов)
|
Сoursera
|
Студенты (специалитет) 4-го курса, обучающиеся по
направлениям: экономика, мировая экономика, маркетинг, реклама, в количестве 58
человек в основном предпочли традиционных курс. Лишь 15 студентов (четверть)
выбрали МООК. Вполне ожидаемо в основном был выбран курс Udacity (11), но также From the Big Bang to Dark Energy (3) и Dinosaur
Paleobiology (1).
После прохождения курса студентам была предложена
анкета с открытым вводом ответов (см. табл. 2)
Таблица 2. Вопросы и ответы анкеты
№
|
Вопрос
|
Обобщение ответов
|
1
|
Почему Вы выбрали именно этот курс из списка предложенных
преподавателем?
|
Ожидаемо были выбраны самые короткие, наименее трудоемкие курсы
(насколько об этом можно было судить по аннотациям). Помимо этого, декларируемыми
причинами выбора являются:
1. Отсутствие
дедлайна
2. Вкусовые
предпочтения (ещё в школе делал уклон на изучение физики и геометрии)
3. Предистория использования МООК. Так, все выбравшие
курсы Coursera ранее уже были с этой платформой знакомы.
Надо отметить, что только примерно 50% из выбравших МООК были ранее
знакомы с ними.
|
2
|
Сколько времени заняло изучение курса? Насколько совпало с заявленной
трудоемкостью (см. в табл. Приложение)
|
Трудоемкость для студента в целом совпадает с заявленной на Coursera трудоемкостью.
Наиболее массовый курс Udacity
студенты (в отсутствие дедлайна) изучали от 3 недель до 2 месяцев. В одном
случае было приведено конкретное значение – 26 академических часов.
|
3
|
Как Вы оцениваете свое владение английским языком (например:
уверенное, хорошее, отличное)
В связи с этим: насколько повлиял на трудоемкость курса языковой
барьер ?
|
Все студенты заявляют хорошее и отличное владение английским
языком. Сложность в языковом отношении
представляли только специальные термины. Однако благодаря обилию графических
изображений, логике изложения с этими трудностями успешно справились все
студенты.
|
4
|
Как Вы в целом оцениваете курс: интересный-неинтересный,
полезный-бесполезный, сложный-несложный (можно добавить свои характеристики)
|
Все студенты отмечают интерес к курсу, который возникает в ходе его
изучения. Мотивация на интерес преобладает над мотивацией полезности. Хотя
отмечена практическая направленность задач во Введении в физику.
Курс Udacity менее сложный, но в других курсах сложность связывается
студентами с задачами, где есть математические расчеты.
|
5
|
Наличие дедлайна (графика, обязательных дат, если был) помогает или
мешает изучению курса как альтернативы дисциплины учебного плана Вашей
образовательной программы в ОмГУ?
|
Большинство студентов считает, что дедлайн для них, старшекурсников,
является излишним. Но встречались в достаточном количестве и противоположные
мнения: в частновти, о том что курс можно было пройти быстрее. Можно сказать,
что сторонники Coursera видят в дедлайне пользу, а udacity – чаще нет.
|
6
|
Насколько необходима и полезна для понимания материала информация в
видеофрагментах? Насколько для
российского студента этот формат удобен?
|
Все студенты отмечают важность, пользу, удобство информации в
видеофрагментах. Особо отмечалась наглядность, «разжеванность» информации в
них. Данный формат удобен и прост для
тех, кто владеет иностранным языком на уровне не ниже среднего.
|
7
|
Были ли трудными «викторины» - короткие тесты между и внутри видеофрагментов (если были). Не мешали ли они процессами восприятия
информации?
|
Викторины, в которых закреплялся материалы курса были несложными и
весьма полезными, способствовали более эффективному вовлечению в процесс
восприятия информации. Особо отмечают усложнение вопросов по ходу изложения
материалы и полезность разъяснения преподавателем вопросов
постфактум
|
8
|
Насколько трудными были домашние задания? Сколько их было в курсе? Со
сколькими справились успешно, сколько «завалили»?
|
Домашние задания также не вызвали непреодолимых трудностей. Хотя для
курса Udacity отмечали недостатки (например, невозможность измерения
солнечной тени сибирским декабрем ).
Расчетные задачи вызывали больше проблем
|
9
|
Участвовали ли Вы в обсуждениях на форумах? Обращались за помощью, консультациями?
Сами оказывали помощь, давали консультации?
|
Студенты не использовали форму для общения с другими студентами и
ассистентами преподавателя. Очень немногие пользовались форумом как сервисом ЧАВО.
|
10
|
Участвовали ли Вы в краудсорсинговых
мероприятиях: оценка работ сокурсников, зарабатывание «кармы» и т.п.?
|
Никаких краудсорсинговых мероприятий и возможностей либо не было,
либо студенты в них не участвовали
|
11
|
Насколько трудными были контрольные тестирования?
|
Итоговый тест оценен как трудный для всех курсов. Однако несколько
попыток, даваемых экзаменуемому, позволили всем пройти этот рубеж
|
12
|
Использовали ли для поддержки и обсуждения обучения другие платформы, например, группы в социальных
сетях? Может быть участвовали в митапах?
|
Группы в социальных сетях, реальные встречи-митапы, поиск
дополнительного материала использовались
|
13
|
Использовали ли Вы в обучении поддержку своих сокурсников, получали
информацию от них?
|
А вот к помощи сокурсников прибегают достаточно часто (60%)
|
14
|
Не возникает желания использовать эти платформы электронного обучения
(MOOCs) для самообразования? Возможные
ответы:
Нет
Да
Да, уже
подписался и/или начал занятия по другим курсам (какие? - просьба указать)
Да, в том числе с оплатой для получения сертификата
Signature Track
Другой ответ
|
Ряд студентов уже проходил МООК (40%)
Среди остальных за единственным исключением все готовы использовать МООК далее, а двое уже
подписались на ряд интересных для них курсов.
|
15
|
Легче или труднее получить зачет
в такой форме, чем по традиционной? (спросите о трудности тестов и
полезности лекций по КСЕ у своих сокурсников)
|
Большинство ответило «легче», причем прежде всего «морально легче»
|
16
|
Готовы ли Вы таким образом изучать дисциплины по выбору и в каком
объеме. Возможные варианты:
Не готов
Все дисциплины
Не более 50%
Другой
ответ
|
Допустимый предел 50% - наиболее частый ответ.
Характерный ответ: «Если выбирать между текущим списком спецкурсов
ОмГУ и курсами Coursera – выбор однозначно в пользу вторых (из-за
разнообразия интересных тем, возможности учиться у ведущих специалистов в
своей области, а также практиковать английский). Исключение – курсы, по
которым очно заниматься удобнее (например, публичная речь)»
|
17
|
Если хотите, добавьте здесь что-либо свое из впечатлений от обучения
|
Ответили 60%, Все ответы позитивные. Наиболее восторженный такой: «Было
весело! Я почувствовала себя студентом американского университета! И это было
круто! Спасибо Вам за наводку!»
|
Выводы:
1.
Около 25% студентов в группах и потоках с
хорошим изучением английского языка готовы выбрать англоязычный МООК как курс
по выбору
2.
Студенты, изучавшие МООК, практически на 100% способны
его освоить и также на 100% положительно
оценивают полученный опыт.
3.
К выбору предлагаемых студентам МООК в качестве
возможной альтернативы университетским курсам необходимо относиться тщательнее,
соблюдая и учитывая: 1) сравнимую трудоемкость, 2) наличие/отсутствие дедлайна,
3) платформу, вуз-поставщик, авторов курса.
4.
Базовый формат МООК (видеофрагменты, простые
тесты-викторины, более сложные домашние задания и задачи, относительно трудный
итоговый тест) найден эффективным.
5.
Студенты вуза не образуют новых групп в курсе
МООК и не участвуют в их работе. Ученическое сотрудничество и социальный
конструктивизм в курсах МООК либо сильно преувеличены, либо российские студенты
не очень к этому настроены. Если они общаются между собой по поводу курса, то в
рамках своей академической группы.
6.
То есть,
в рамках изучения отдельных курсов нет опасности перехода в другую
социальную среду, сохраняется академическая идентичность родному вузу. Лишь в отдельных случаях изучение МООК в вузе
вдохновляет на «уход студентов (и других категорий потребителей образовательных
услуг) в глобальные образовательные сети» [1].
7.
Использование МООК, в том числе англоязычных, как
альтернативы традиционному элективному курсу в региональном вузе, таком как
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по результатам представленной апробации представляется
целесообразным
Разумеется,
проведенный эксперимент не дает ответа на важнейшие вопросы:
- насколько
открытость МООК и лицензия Creative Commons,
применяемая в большинстве случаев платформами и авторами МООК позволяет использовать
эту схему с зачетом, пройденных в частном порядке студентами курсов МООК вузом.
Не понадобится ли заключение особого соглашения с ними?
- как
организовать выбор и утверждение списка МООК, прохождение которых будет
зачитываться студенту (зачисляться кредиты) при прохождении образовательной
программы.
- многие другие организационные вопросы.
Литература
1.
Проект «Концепции развития открытой электронной
образовательной среды»// представлен на заседании Межведомственной рабочей
группы по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ в образовательных
организациях 11.04.2013 г., Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий