воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Апробация использования МООК в учебном процессе вуза

В сентябре 2013 г. на факультете международного бизнеса ОмГУ им. Ф.М. Достоевского был начат  небольшой эксперимент. В рамках преподавания курса «Концепции современного естествознания» студентам на выбор было предложена замена традиционного курса в традиционной технологии (лекции раз в неделю + 4 тематических компьютерных тестирования под наблюдением преподавателя и накопительный зачет) прохождением одного из списка предложенных  МООК. При предъявлении сертификата об окончании и заполнения анкеты студентам зачитывалась плановая дисциплина.
Основной целью эксперимента было получение организационного опыта и изучение реакции и мотивации студентов на внедрение МООК в корпус элективных дисциплин вуза.

Список дисциплин формировался из доступных на 01-15.09 2013 г. курсов трех пионерских платформ МООК. Он представлен в таблице 1.
Таблица 1. Список предложенных МООК
Название курса
Университет/автор
начало курса/ продолжительность/ трудоемкость
Платформа
1
Introduction to Physics
Andy Brown
любое время
Udacity
2
Introduction to Human Evolution
Wellesley College/ Adam Van Arsdale
05.09.13/ 4-6 часов в неделю/13 недель (65 часов)
EDX
3
Introduction to Biology - The Secret of Life
MIT/ Eric S. Lander and other
10.09.13/ 12 в неделю/ 14 недель (168 часов)
EDX
4
Dinosaur Paleobiology
University of Alberta/ Philip John Currie and Betsy Kruk
04.0913/ 3-10 часво в неделю/12 недель (72-84 часа)
Сoursera
5
From the Big Bang to Dark Energy
The University of Tokyo/ Hitoshi Murayama
03.09.13/ 5-6 часов в неделю/4 недели (20-30 часов)
Сoursera
Студенты (специалитет) 4-го курса, обучающиеся по направлениям: экономика, мировая экономика, маркетинг, реклама, в количестве 58 человек в основном предпочли традиционных курс. Лишь 15 студентов (четверть) выбрали МООК. Вполне ожидаемо в основном был выбран курс Udacity (11),  но также  From the Big Bang to Dark Energy (3) и Dinosaur Paleobiology (1).
После прохождения курса студентам была предложена анкета с открытым вводом ответов (см. табл. 2)
Таблица 2. Вопросы и ответы анкеты
Вопрос
Обобщение ответов
1
Почему Вы выбрали именно этот курс из списка предложенных преподавателем?
Ожидаемо были выбраны самые короткие, наименее трудоемкие курсы (насколько об этом можно было судить по аннотациям). Помимо этого, декларируемыми причинами выбора являются:
1.       Отсутствие дедлайна
2.       Вкусовые предпочтения (ещё в школе делал уклон на изучение физики и геометрии)
3.       Предистория  использования МООК. Так, все выбравшие курсы Coursera ранее уже были с этой платформой знакомы.
Надо отметить, что только примерно 50% из выбравших МООК были ранее знакомы с ними. 

2
Сколько времени заняло изучение курса? Насколько совпало с заявленной трудоемкостью (см. в табл. Приложение)
Трудоемкость для студента в целом совпадает с заявленной на Coursera трудоемкостью. Наиболее массовый курс Udacity студенты (в отсутствие дедлайна) изучали от 3 недель до 2 месяцев. В одном случае было приведено конкретное значение – 26 академических часов.
3
Как Вы оцениваете свое владение английским языком (например: уверенное, хорошее, отличное)
В связи с этим: насколько повлиял на трудоемкость курса языковой барьер ?
Все студенты заявляют хорошее и отличное владение английским языком.  Сложность в языковом отношении представляли только специальные термины. Однако благодаря обилию графических изображений, логике изложения с этими трудностями успешно справились все студенты.
4
Как Вы в целом оцениваете курс: интересный-неинтересный, полезный-бесполезный, сложный-несложный (можно добавить свои характеристики)
Все студенты отмечают интерес к курсу, который возникает в ходе его изучения. Мотивация на интерес преобладает над мотивацией полезности. Хотя отмечена практическая направленность задач во Введении в физику. 
Курс Udacity менее сложный, но в других курсах сложность связывается студентами с задачами, где есть математические расчеты.   
5
Наличие дедлайна (графика, обязательных дат, если был) помогает или мешает изучению курса как альтернативы дисциплины учебного плана Вашей образовательной программы в ОмГУ?
Большинство студентов считает, что дедлайн для них, старшекурсников, является излишним. Но встречались в достаточном количестве и противоположные мнения: в частновти, о том что курс можно было пройти быстрее. Можно сказать, что сторонники Coursera видят в дедлайне пользу, а udacity – чаще нет.
6
Насколько необходима и полезна для понимания материала информация в видеофрагментах?  Насколько для российского студента этот формат удобен?
Все студенты отмечают важность, пользу, удобство информации в видеофрагментах. Особо отмечалась наглядность, «разжеванность» информации в них.  Данный формат удобен и прост для тех, кто владеет иностранным языком на уровне не ниже среднего.
7
Были ли трудными «викторины» - короткие тесты между и внутри  видеофрагментов (если были).  Не мешали ли они процессами восприятия информации?
Викторины, в которых закреплялся материалы курса были несложными и весьма полезными, способствовали более эффективному вовлечению в процесс восприятия информации. Особо отмечают усложнение вопросов по ходу изложения материалы и полезность разъяснения преподавателем  вопросов  постфактум 
8
Насколько трудными были домашние задания? Сколько их было в курсе? Со сколькими справились успешно, сколько «завалили»? 
Домашние задания также не вызвали непреодолимых трудностей. Хотя для курса Udacity отмечали недостатки (например, невозможность измерения солнечной тени сибирским  декабрем ). Расчетные задачи вызывали больше проблем
9
Участвовали ли Вы в обсуждениях на форумах? Обращались за помощью, консультациями? Сами оказывали помощь, давали консультации?
Студенты не использовали форму для общения с другими студентами и ассистентами преподавателя. Очень немногие пользовались форумом как сервисом  ЧАВО.
10
Участвовали ли Вы в краудсорсинговых  мероприятиях: оценка работ сокурсников, зарабатывание «кармы»  и т.п.?
Никаких краудсорсинговых мероприятий и возможностей либо не было, либо студенты в них не участвовали
11
Насколько трудными были контрольные тестирования?
Итоговый тест оценен как трудный для всех курсов. Однако несколько попыток, даваемых экзаменуемому, позволили всем пройти этот рубеж
12
Использовали ли для поддержки и обсуждения обучения другие  платформы, например, группы в социальных сетях? Может быть участвовали в митапах?
Группы в социальных сетях, реальные встречи-митапы, поиск дополнительного материала использовались
13
Использовали ли Вы в обучении поддержку своих сокурсников, получали информацию от них?
А вот к помощи сокурсников прибегают достаточно часто (60%)
14
Не возникает желания использовать эти платформы электронного обучения (MOOCs) для самообразования?  Возможные ответы:
Нет
Да
Да, уже подписался и/или начал занятия по другим курсам (какие? - просьба указать)
Да, в том  числе с оплатой для получения сертификата Signature Track
Другой ответ
Ряд студентов уже проходил МООК (40%)
Среди остальных за единственным исключением все  готовы использовать МООК далее, а двое уже подписались на ряд интересных для них курсов.
15
Легче или труднее получить зачет  в такой форме, чем по традиционной? (спросите о трудности тестов и полезности лекций по КСЕ у своих сокурсников)
Большинство ответило «легче», причем прежде всего «морально легче»
16
Готовы ли Вы таким образом изучать дисциплины по выбору и в каком объеме. Возможные варианты:
Не готов
Все дисциплины
Не более 50%
Другой ответ 
Допустимый предел 50% - наиболее частый ответ.
Характерный ответ: «Если выбирать между текущим списком спецкурсов ОмГУ и курсами Coursera – выбор однозначно в пользу вторых (из-за разнообразия интересных тем, возможности учиться у ведущих специалистов в своей области, а также практиковать английский). Исключение – курсы, по которым очно заниматься удобнее (например, публичная речь)»
17
Если хотите, добавьте здесь что-либо свое из впечатлений  от обучения
Ответили 60%, Все ответы позитивные. Наиболее восторженный такой: «Было весело! Я почувствовала себя студентом американского университета! И это было круто! Спасибо Вам за наводку!»




Выводы:
1.       Около 25% студентов в группах и потоках с хорошим изучением английского языка готовы выбрать англоязычный МООК как курс по выбору             
2.       Студенты, изучавшие МООК, практически на 100% способны его освоить и также на  100% положительно оценивают полученный опыт.
3.       К выбору предлагаемых студентам МООК в качестве возможной альтернативы университетским курсам необходимо относиться тщательнее, соблюдая и учитывая: 1) сравнимую трудоемкость, 2) наличие/отсутствие дедлайна, 3) платформу, вуз-поставщик, авторов курса.
4.       Базовый формат МООК (видеофрагменты, простые тесты-викторины, более сложные домашние задания и задачи, относительно трудный итоговый тест) найден эффективным.    
5.       Студенты вуза не образуют новых групп в курсе МООК и не участвуют в их работе. Ученическое сотрудничество и социальный конструктивизм в курсах МООК либо сильно преувеличены, либо российские студенты не очень к этому настроены. Если они общаются между собой по поводу курса, то в рамках своей академической группы.
6.       То есть,  в рамках изучения отдельных курсов нет опасности перехода в другую социальную среду, сохраняется академическая идентичность родному вузу.  Лишь в отдельных случаях изучение МООК в вузе вдохновляет на «уход студентов (и других категорий потребителей образовательных услуг) в глобальные образовательные сети» [1].
7.       Использование МООК, в том числе англоязычных, как альтернативы традиционному элективному курсу в региональном вузе, таком как ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по результатам представленной апробации представляется целесообразным
Разумеется, проведенный эксперимент не дает ответа на важнейшие вопросы:
- насколько открытость МООК и лицензия Creative Commons, применяемая в большинстве случаев платформами и авторами МООК позволяет использовать эту схему с зачетом, пройденных в частном порядке студентами курсов МООК вузом. Не понадобится ли заключение особого соглашения с ними?
- как организовать выбор и утверждение списка МООК, прохождение которых будет зачитываться студенту (зачисляться кредиты) при прохождении образовательной программы.
-  многие другие организационные вопросы.   

Литература
1.       Проект «Концепции развития открытой электронной образовательной среды»// представлен на заседании Межведомственной рабочей группы по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных организациях 11.04.2013 г., Москва



Комментариев нет:

Отправить комментарий