Известно, что в конце октября 2013 года, Coursera объединилась с
Государственным департаментом США для создания учебных центров по всему миру. Одним
из следствий этого стало распоряжение Государственного департамента США блокировать
с января 2014 года доступ к курсам Coursera
пользователям из Сирии, Ирана, Судана и Кубы.
Вот что сообщает блог Coursera (http://blog.coursera.org/post/74891215298/update-on-course-accessibility-for-students-in-cuba):
Некоторые правила экспортного контроля США запрещают американским
компаниям, таким как Mooc-провайдер Coursera, предоставление услуг пользователям
в странах, на которые США наложили санкции,
включая Кубу, Иран, Судан и Сирию. В соответствии с законом, некоторые аспекты
предложений Coursera в курсе считаются услугами,
и поэтому ограничены в этих странах.
Наше глобальное сообщество невероятно ценно для нас, и мы по-прежнему
привержены принципам доступности и качества образования для всех. Поэтому, мы
сочувствуем и понимаем разочарование студентов, которые пострадали от этих
изменений, и мы поставили главным приоритетом добиться быстрого решения проблем.
Что будет со студентами «санкционированных» стран, пытающихся получить
доступ к Coursera?
Студенты, пытающиеся войти в курс на нашем сайте или создавать новые
учетные записи будут ограничены от доступа к этим ресурсам. Он по-прежнему
можно будет просматривать каталог курсов и исследовать сайт и блог Coursera,
которые считаются общей информации, а не услугой и поэтому не подпадают под
ограничения.
Что Coursera делает для решения этой проблемы?
Coursera работает в тесном сотрудничестве с Государственным
департаментом США и Управлением контроля за иностранными активами для
обеспечения разрешения восстановить доступ сайта для студентов в
санкционированных стран. Государственный
департамент и Coursera выравнивают (согласуют?) свои цели, и мы работаем
неустанно, чтобы гарантировать, что блокада не будет постоянной.
Особый случай для Сирии.
Coursera получил извещение от Государственного департамента, что
услуги, которые мы предоставляем подпадают под исключение, которое разрешает
определенные услуги в поддержку деятельности неправительственных организаций в
Сирии.
В связи с угрозой дальнейшего расширения США режима санкций в
отношении России возникает закономерный вопрос: когда санкции в наш адрес захватят
нашу любимую Courser’у (да и не только ее)?
Вероятность того что до этого дойдет велика, учитывая, что вал угроз и
реальных действий в этом направлении только нарастает. Например, только что
пришло сообщение, что суд по федеральным искам США запретил компании United
Launch Alliance — совместному предприятию компаний Lockheed Martin и Boeing —
покупать ракетные двигатели из России.
По поводу январского сюрприза профессор юридического факультета Университета Копенгагена д-р. Ebrahim Afsah
(http://hummusforthought.com/2014/01/29/us-bans-students-from-blacklisted-countries-from-getting-a-free-education/)
написал открытое письмо, в котором выразил возмущение, что его курс, выложенный
на Coursera был классифицирован как оружие, которое США без его ведома может
запретить использовать не по
назначению. Это оружие не должно попадать в руки никому из тех, кому приходится
жить в странах, которые правительство Соединенных Штатов не любит.
Не пришлось бы в скором времени профессорам ВШЭ, МФТИ, в частности,
уважаемому мною С.М. Рощину писать
протестные письма.
Эта ситуация еще раз свидетельствует прежде всего о том, что необходимо развивать
свои национальные платформы МООК. Правительство США говорит остальному миру,
что она не рассматривает образование в рамках прав человека, но как оружие,
которое можно использовать по политическим причинам. Следовательно наше образование – это наше
оружие и мы должны его всячески совершенствовать. Вся история России
доказывает, что наш народ умеет очень эффективно перенимать всякое военное
новшество и эффективно использовать его против первооткрывателя.
Возможное распространение санкций на образование приведет к новым неоднозначным
и забавным коллизиям:
- Запреты и санкции снимут всякое, в том числе моральное ограничение на использование образовательных ресурсов со стороны авторского и имущественного права. Способы обхода ip-блокировки многочисленны, так что следует ожидать появления в России пиратских клонов Coursera.
- По аналогии с Сирией, где антиправительственным организациям доступ к Cursera разрешен, в России провайдерами МООК смогут стать те разновидности НКО, которые подпадают под статус «иностранных агентов». В частности, как иначе работать Digital October?
- Интересно, что еще?
Первый звоночек: http://russian.rt.com/article/30784
А вот и не звоночек, а колокольный звон: В Крыму в связи с санкциями заблокированы онлайн-курсы edX и первоисточник: блог EDX
А вот и не звоночек, а колокольный звон: В Крыму в связи с санкциями заблокированы онлайн-курсы edX и первоисточник: блог EDX
Комментариев нет:
Отправить комментарий