В виде статьи подготовил для Минобразования Омской области проект использования МООК для повышения квалификации педагогов (учителей школ) региона. Не уверен, что проект будет поддержан, но м.б. он заинтересует кого-нибудь в других регионах? А м.б. вызовет у кого-то возражения и критику? Пусть это не совсем пост для блога, но публикую:
Нечто вроде эпиграфа: "Профессионалом можно стать
лишь тогда,
когда обогатишь свою память
знаниями
всех тех богатств, которое
выработало человечество"
Массовые открытые
онлайн курсы (МООК), бурно развивавшиеся последние 3 года, стали мощным
интеллектуальным и педагогическим ресурсом глобального значения. Становится ясным,
что наиболее значимым и перспективным является использование МООК в
дополнительном образовании взрослых, как формальном, так и неформальном. Одна
из последних инноваций Coursera так называемые
«специализации». В отечественной терминологии это фактически программы
профессиональной переподготовки как по их объему-размеру (примерно годовой цикл
курсов), так и по цели: получение компетенций в относительно новой сфере
деятельности для людей, уже имеющих образование и профессию. Специализации были
введены в январе 2014 года и быстро приобрели популярность. Характерно, что
этот тип МООК не бесплатен, каждый курс программы имеет свою стоимость, но, как
правило, невысокую и связываемую с идентификацией.
Так программа
специализации «Foundations of Teaching forLearning», состоящая из 8
курсов и дипломного проектирования, будет стоить слушателям $281 или 11500 руб.
по текущему курсу. «Virtual Teacher Program», состоящая из 4
курсов и дипломного проектирования, будет стоить слушателям $245 или 10000 руб.
по текущему курсу.
Помимо стоимости
(относительно невысокой) существуют более веские причины, затрудняющие прямое
использование специализаций, а также отдельных курсов Coursera и других провайдеров МООК для
повышения квалификации и профессионального развития учителей в России. Это как
минимум:
1. Языковой
барьер [1]
2. Различия
в системах образования, которые порой не позволяют непосредственно перенести в
российские условия методы и средства, используемые в системе образования другой
страны (особенности законодательства, требования ФГОСов и т.п.)
3. Невозможность
признания результатов прохождения курсов и специализаций
МООК-провайдеров в качестве формального повышения квалификации или
профессиональной переподготовки.
Последний барьер
определяется жесткой границей между формальным и неформальным образованием. Как
отмечает В.С. Третьяков «…освоенные курсы могут быть признаны образовательными
организациями с точки зрения результатов обучения, но не могут быть признаны
как освоение части образовательной программы. Это связано с тем, что при
обучении на MOOК обучающийся не поступает в образовательную организацию и не
имеет никакого статуса. Выходом может быть зачисление на освоение
дополнительной программы при обучении на MOOК, но существующая типология
дополнительных программ для определенных категорий граждан (не имеющих и
не осваивающих высшее образование) делает невозможным освоение любого
выбранного курса в составе дополнительной программы. Кроме этого, в формат
дополнительных программ не попадают курсы зарубежных площадок, а получение
российскими площадками образовательной лицензии также пока остается сложным
процессом» [6].
Как паллиатив автором
была предложена и разработана программа ДПО (повышение квалификации для НПР
вузов) "Массовые открытые онлайн курсы в учебном процессе вуза",
которая включала как часть программы англоязычный МООК [2]. Курс был
создан на сервере дистанционного обучения Омского регионального электронного
университета (ОмРЭУ), апробирован в марте-апреле 2014 г. и получил
благожелательные отзывы слушателей. Учебный процесс длится 2-3 месяца в
зависимости от успеваемости слушателей и продолжительности параллельно
изучаемого МООК. Авторский модуль построен как обычный дистанционный курс и
предполагает встречи с преподавателем на вебинарах или даже очно. Его роднит с
МООК то, что, если для слушателя достаточен сертификат - то он бесплатен, а
если нужно удостоверение о повышении квалификации - то надо необходима
небольшая оплата (6 тысяч рублей).
В результате обучения
слушатель получает представление о феномене массовых открытых онлайн-курсов
(МООК или MOOCs) в контексте инновационных процессов в системе образования США
и глобализации образования, о моделях и способах их применения в учебном
процессе вуза. По результатам обучения слушателем выполняется подготовка и
защита выпускной работы в виде проекта использования МООСs и опыта его изучения
в собственной педагогической деятельности.
Однако, как показывает
практика, массового спроса на такого типа курсы добиться не удалось, что и
понятно: по-прежнему остается языковой барьер, прочие трудности адаптации,
добавляется необходимость согласования учебных графиков МООК и авторского
модуля.
Очевидно, что
необходимо найти другое решение, способное реализовать широкое освоение
отечественной, региональной педагогической системой глобального педагогического
опыта, который нам предоставляют феноменыOER (открытые образовательные ресурсы) и MOOCs.
В нашем регионе
созданы и эффективно действуют профессиональные сообщества педагогов,
использующих для своего методического взаимодействия средства ИКТ, которые
называются виртуальными методическими сообществами (ВМО) [3]. На сервере РИАЦ (http://vmo.obr55.ru/) активно работают
следующие сообщества:
·
Школьная администрация
·
Русский язык и литература
·
Математика
·
История и обществознание
·
Информатика
·
Естественно-научные дисциплины
·
Начальная школа
·
Искусство
·
Дистанционное обучение
·
Школьные библиотекари
Основная цель работы
ВМО - обобщение, систематизация и передача передового педагогического опыта,
создание условий для профессионального роста педагогов с использованием
дистанционных технологий.
Задачи:
- организация
информационно-коммуникационной образовательной среды профессионального развития
педагогов;
- создание
продуктивных условий для обмена методическими наработками, программами,
электронными дидактическими материалами;
- популяризация
прошедших практическую проверку форм и методов использования информационно-коммуникационных
технологий в методике обучения школьным предметам;
- создание коллекций
полезных ссылок и каталогов учебно-методических материалов;
- проведение сетевых
конкурсов разработанных учебно-методических материалов;
- организация
дистанционной консультационной поддержки учителей (методический форум,
Skype-консультации и т.д.);
- проведение Интернет
– конференций и методических семинаров, видео-конференций и пр. по актуальным
педагогическим проблемам.
Ясно, что освоение
мирового дидактического и методического опыта, накопленного и представленного в OER иMOOCs позволит приблизить решение любой из поставленных перед ВМО задач.
Например, в таблицах 1
и 2 представлены программы и курсы для преподавателей и учителей, изучение,
освоение и передача опыта которых могут составить долговременный рабочий проект
для ВМО «Дистанционное обучение» и ВМО «Естественно-научные дисциплины».
Таблица 1. МООК Coursera
по направлению электронное и смешанное обучение в программах общего образования
Название курса
(оригинальное/перевод), университет, страна
|
Аннотация
|
Язык, титры,
условия доступа
|
|
1
|
Virtual Teacher
Program/
Программа
"Виртуальный учитель"
Калифорнийский
университет в Ирвайне (США)
Специализация из
4 курсов и дипломного проектирования
|
В рамках этой
программы вы получите навыки, которые помогут вам перейти от преподавания в
классной аудитории к дистанционной или смешанной модели обучения. Вы узнаете
как соответствовать потребностям системы образования в квалифицированных преподавателях,
обладающих специальными навыками для немедленного перехода к дистанционному
обучению. Вы получите возможность разработать собственный метод улучшения
академических достижений учащихся, в то же время поддерживая в них чувство
взаимопомощи и общности.
Включает
отдельные курсы, которые можно изучить бесплатно:
Foundations of Virtual Instruction
Emerging Trends & Technologies in the Virtual
K-12 Classroom
Advanced Instructional Strategies in the Virtual
Classroom
Performance Assessment in the Virtual Classroom
|
Английский
Английские
субтитры,
$245
|
2
|
Powerful Tools
for Teaching and Learning: Digital Storytelling/ Мощные инструменты для
преподавания и обучения: цифровой рассказ,
Университет Хьюстона
(США)
|
Этот курс
предназначен для школьных учителей всех дисциплин. Участники курса будут
использовать WeVideo, бесплатный веб-программы для редактирования видео для
создания цифрового рассказа, которым
можно было бы поделиться онлайн и с учениками в классе.
|
Английский
Английские
субтитры, бесплатно
|
3
|
K-12 Blended and Online Learning/ Смешанное и онлайн обучение K-12,
Университетская система Джорджии,
Кеннесо
университет (США)
|
Курс предназначен
для представления школьным учителям и сообществам смешанного и
онлайн-обучения. В первые 4 недели курса слушатели получат вводные знания о школьном смешанном и онлайн-преподавании и обучении.
В течение последних 4 недель учащиеся будут использовать эти новые знания,
чтобы начать проектирование и разработку собственного эффективного смешанного
и онлайн обучения для школьников. Содержание курса было разработано на основе
стандартов, написанных Международной ассоциации по школьному онлайновому обучению (iNACOL).
|
Английский
Английские
субтитры
с автоматическим
переводом на русский, бесплатно
|
4
|
E-learning and
Digital Cultures / Электронное обучение и цифровые культуры
Университет
Эдинбурга
5 преподавателей
|
Курс направлен
на преподавателей, технологов и
людей с общим интересом к образованию, которые хотят углубить свое понимание
того, что значит учить и учиться в эпоху цифровых технологий. Курс о том, как
цифровые культуры пересекаются с культурой
онлайн обучения, и как наши представления об онлайн образования
формируются через «нарративов», об отношениях между людьми и
технологиями. Мы рассмотрим некоторые
из самых привлекательных перспектив цифровой культуры в своих популярных и
академических формах.
|
Английский
Английские
субтитры, бесплатно
|
Learning to Teach Online/
Учимся онлайн-преподаванию
UNSW (Университет
Нового Южного Уэльса), Австралия
|
Этот курс
предназначен, чтобы помочь вам разработать рабочее понимание успешных онлайн
обучающих стратегий, которые можно применить в вашей собственной практике.
|
Английский
Английские
субтитры, бесплатно
|
|
5
|
Fundamentals of
Online Education: Planning and Application/ Основы Интернет образования:
планирование и применение,
Технологический
институт штата Джорджия (США)
|
В этом курсе вы
узнаете об основах интернет-образования. Акцент будет сделан на планировании
и применении. На этапе планирования, вы будете изучать педагогику онлайн
обучения, онлайн-дизайн курса, онлайн оценки, управление онлайн-классом,
веб-инструменты и системы управления обучением. В фазе приложения, вы будете
создавать онлайн учебные материалы. Окончательный проект для курса будет
представлять задачу создания онлайн- курса на основе всего того, что вы узнали
и созданного Вами в процессе.
|
Английский,
бесплатно
|
6
|
ICT in Primary Education: Transforming children's
learning across the curriculum/ ИКТ в начальном образовании, Лондонский университет, Великобритания
|
Учителя и
политики, работающие во всех секторах образования в настоящее время признают
важность и ценность технологии для обучения и преподавания. Институт
образования, Лондонский университет (МОР http://www.ioe.ac.uk/ ) и Институт
ЮНЕСКО по ИТ в образовании (ИИТО http://iite.unesco.org/ ) сотрудничают,
чтобы запустить этот профессиональный развивающий курс для учителей,
директоров школ и политиков, работающих в секторе начального образования.
|
Английский,
бесплатно
|
7
|
Blended Learning: Personalizing Education for
Students / Смешанное обучение: индивидуальное обучение для учащихся
Silicon Schools Fund,
New Teacher Center,
|
Исследуются
различные модели смешанного обучения. В частности, мы будем смотреть на эти
вопросы через призму трех высокопроизводительных школ, каждая из которых использует собственный
тип смешанного обучения.
|
Английский
Английские
субтитры, бесплатно
|
Таблица 2. МООК Coursera по
направлению «физика», уровень общего образования
Предмет, название
курса
|
университет,
страна
|
|
Общее
|
||
1
|
Ваше обучение наукам:
перспективы и практика. Состоит из четырех курсов
|
Университет Райс
(США)
|
2
|
Основы ремесла:
конструктивистский подход при STEM-обучении
|
Эксплораториум
|
3
|
Использование
нового поколения научных стандартов для более глубокого понимания учащихся
|
Университет Райс
(США)
|
Физика
|
||
4
|
Введение в
физическую лабораторию
|
Технологический
институт штата Джорджия (США)
|
5
|
Как все это
работает: введение в физику в контексте повседневных объектов.
|
Университет
Вирджинии (США)
|
6
|
Нанотехнологии:
основы
|
Университет Райс
(США)
|
7
|
Наше
энергетическое будущее
|
Университет
Калифорнии, Сан-Диего (США)
|
8
|
Введение в астрономию
|
Университет Дьюка (США)
|
9
|
От Большого
взрыва до темной энергии
|
Токийский
университет, (Япония)
|
Химия
|
||
10
|
Введение в химию:
2 курса
|
Университет Дьюка
(США)
|
11
|
Подготовка к
общей химии
|
Университета
Рутгерса (США)
|
12
|
Химия и здоровье
|
Университет
Джонса Хопкинса
|
Биология
|
||
13
|
Введение в
генетику и эволюцию
|
Университет Дьюка
(США)
|
14
|
Генетика и
общество: курс для преподавателей
|
Американский
музей естественной истории
|
Экология
и география
|
||
15
|
Вода: ценный
ресурс
|
Национальное
географическое общество (США)
|
16
|
Дистанционное
обучение по экологии
|
Иллинойсский
университет в Урбане-Шампейне (США)
|
17
|
Динамичная Земля:
курс для преподавателей
|
Национальное
географическое общество (США)
|
Какие задачи должны
быть решены ВМО, чтобы содержание этих МООК стало достоянием широкой
педагогической общественности, Очевидно, что это:
1. Перевод материалов курсов или частей
курсов;
2. Адаптация материалов курсов к
отечественной нормативно-правовой и
информационно-образовательной
среде
3. Сохранение, рецензирование и
распространение наиболее интересных материалов;
4. Рецензирование учебного процесса,
трансляция и распространение опыта
обучения в курсе;
5. Проведение семинаров-обсуждений в
педагогических сообществах;
6. Создание с использованием опыта и
материалов курсов МООК (при соблюдении лицензионных условий, чаще всего
Creative Commons и GNU FDL) собственных программ повышения квалификации
педагогов;
7. Разработка методические рекомендации для
педагогов.
Естественно, что без
других как принято сейчас говорить стейкхо́лдеров (заинтересованная, причастная
сторона) самим ВМО будет трудно запустить проекты такого уровня. Необходимую
методологическую поддержку, связь с вузами, организацию работ сможет обеспечить
Ассоциация некоммерческой организаций ОмРЭУ [4]. Языковые факультеты вузов
способны предоставить пусть не очень квалифицированную, зато массовую
переводческую поддержку, внедрив в практику студентов-лингвистов переводы MOOCs
и OER. ИРООО, ОмГПУ, ОмГУ способны обеспечить повышение квалификации учителей
г. Омска и Омской области. В донесении инноваций и повышении квалификации
учителей области важную роль могут сыграть ресурсные центры, функционирующие в
каждом из районов Омской области, имеющие специалистов и необходимое
оборудование [5]. Платформой-провайдером адаптированных OER, MOOCs
и созданных в проекте ресурсов должны стать информационные системы ОмРЭУ
и ВМО (РИАЦ), где они размещаются в форматах адаптированных для учителей (курсы
ПК, библиотеки методических материалов, библиотеки учебных ресурсов).
Постановка проектов и
задач, так же как их ресурсное обеспечение - за региональными органами власти.
Так, известно, что результаты сдачи школьниками ЕГЭ по физике и другим
естественнонаучным предметам в регионе далеки от желаемого. Для исправления
ситуации, в частности, необходимо обеспечить учителей физики Омской области
современным образовательным контентом и инструментарием, провести повышение их
квалификации, увеличить мотивацию и интерес учащихся в изучении физики и
техники. Все это можно сделать через привлечение нового контента, методик,
технологий и инструментов, предоставляемых от лучших образовательных учреждений
в формате МООК. Все необходимые организационные, кадровые, технологические
инструменты для решения подобных комплексных задач в регионе имеются. Залог успеха
в сотрудничестве всех заинтересованных сторон.
Литература
1.
Тимкин
С.Л. МООСs в России: языковой барьер// Новые технологии в лингвистике и лингводидактике:
материалы международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом.
гос. ун-та, 2013. – С. 23-29
2.
Тимкин
С.Л. Массовые открытые онлайн-курсы в
учебном процессе вуза. Курс ПК, 72 часа// http://do.omreu.ru/course/view.php?id=2 [электронный
ресурс свободного доступа]
3.
Тимкин
С.Л. Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей
Омской области// "Омский научный вестник". Серия Общество. История.
Современность. 2008 г., №5(72) с. 5-8
4.
Тимкин
С.Л. Ассоциация ОмРЭУ как инструмент формирования открытой электронной
образовательной среды Омской области // Интернет – свободный, безопасный,
образовательный. Межрегиональная научно-практическая конференция (18-19 октября
2013 г., г. Омск)/Сборник материалов. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.
– С. 61-67
5.
Тимкин
С.Л. Создание системы муниципальных ресурсных центров информатизации
образования в сотрудничестве министерства образования Омской области и Омского
государственного университета // Образовательная среда сегодня и завтра:
Материалы V всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1 октября
2008 г.)/ Отв. Ред. В.И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2008. – С. 436-438
6.
Третьяков В.С. Концепция изменения НПА
для электронных и открытых университетов// FB/- оп. 12.10.2014 г. в группе Профессионалы
дистанционного обучения
https://www.facebook.com/groups/profiEL/735218026560633/?notif_t=group_activity
[1] Имеется
перевод на русский видеолекций на сайте совместного
проекта ABBYY Language Services и Digital October «Переведём Coursera» //http://coursera.abbyy-ls.com/ru/Course/8865eb59-e621-4c49-ab5f-43358859ec0e
Комментариев нет:
Отправить комментарий