Курс производства European Schoolnet Academy 2021 г. состоялся весной 2021 г. (8 марта – 8 апреля). Материалы имеются в открытом доступе https://www.europeanschoolnetacademy.eu/dashboard Курс направлен именно на учителей Евросоюза и является частью инициативы EU Code Week, поддерживаемой Европейской комиссией. Курс состоит из 3-х модулей:
- Модуль 1. Что такое ИИ?
- Модуль 2: ИИ в образовании
- Модуль 3. Преимущества и проблемы ИИ
В первом модуле даются определение, история развития ИИ, приложения ИИ в повседневной жизни, глоссарий ИИ, в том числе видеоглоссарий. Проведен живой вебинар с преподавателями. В качестве практических заданий предлагаются: представление слушателей, формирование облака тегов ИИ, задание по рекомендательным системам, простой тест на перетаскивание. Кроме того, слушателей знакомят с требованиями к выпускной работе: шаблоном и критериями оценки.
Второй модуль – основной. В зависимости от целей обучения авторы постулируют три подхода к внедрению ИИ в школе (AIEd):
- Обучение с помощью ИИ – использование технологий ИИ для улучшения обучения учащихся и повышения качества обучения;
- Обучение для ИИ - приобретение новых навыков, необходимых для жизни и работы в мире с искусственным интеллектом;
- Изучение ИИ - применение навыков, связанных с ИИ, для эффективного использования ИИ и создания новых инструментов и технологий ИИ.
В первом подходе выделяют инструменты AIEd:
- ориентированные на учащихся;
- ориентированные на учителя;
- системный AIEd для руководства образованием.
Особенное внимание в курсе сосредоточено на AIEd для учителя. Краудсорсинг слушателей курса позволил собрать «выставку инструментов и технологий ИИ», используемых для преподавания и обучения:
- 72 экспоната для естественнонаучных дисциплин;
- 162 экспоната для изучения языков;
- 42 экспоната для преподавания общественных наук и искусства;
- 52 универсальных экспоната
Отдельно рассматриваются интеллектуальные системы обучения и цифровые помощники, возможности ИИ для непрерывной (постоянной) оценки и обратной связи.
Слушателю предлагается ряд обсуждений на темы «Инструменты ИИ в Вашем классе», «Интеллектуальные системы обучения – будут ли они мейнстримом?», «Помогут ли инструменты ИИ переключить оценивание от теста к пониманию смысла ответа?», «ИИ: движущая сила трансформации образования в соответствии с потребностями будущего».
В разделе «Обучение для ИИ» предлагаются способы формирования навыков решения проблем, кодирования и программирования, информационной грамотности и соответствующий инструментарий. Изучение ИИ (в следующем подходе) предполагает обучению учеников применению навыков, связанных с собственно ИИ, развитие компетенций ИИ и исследований в области ИИ. Согласно Ilkka Tuomi авторы различают использование, модификацию, разработку и создание ИИ. Предлагается ознакомиться с платформами, на которых можно организовать проектную работу учеников по программированию на Python, графическому дизайну, набору данных, машинному обучению и распознаванию. Краудсорсинг в Wakelet позволил собрать существенную библиотеку литературы по ИИ в образовании. Слушатели выполняют упражнения, такие как «Игра с данными», «Апробация инструментов преобразования речи в текст».
Наконец, в последнем разделе этого модуля слушатели знакомятся с конкретными планами уроков, практических занятий для начальных, средних и старших классов школы на такие темы как ИИ и искусство, Обучающие машины для классификации, Нейронные сети, Мой Чат-бот по Covid-19, Жизнь в эпоху “Умных машин” - проблемы и возможности.
В 3-м модуле "Преимущества и проблемы ИИ" ставятся следующие цели:
- выявления угроз и проблем, создаваемых ИИ;
- изучение преимуществ и возможностей ИИ;
- размышления об этичном использовании ИИ для разработки учебной деятельности по ИИ, для экспертной оценки учебной деятельности
Рассматриваются вопросы этики ИИ, в частности, краткое руководство по GDPR для школ и учителей Евросоюза, проблемы использования данных учащихся (обсуждение), фейки: фабрикация и манипуляция. Для учащихся предлагаются планы и инструменты для занятий по этим темам: «Предвзятость данных. Задачи и эксперименты для учащихся», «Обнаружение подделок».
С другой стороны обсуждаются вопросы благотворного влияния ИИ на общество:
- IT гиганты на благо общества (IBM, Google, Microsoft);
- ИИ для людей с особыми возможностями и потребностями
Приведены планы уроков, инструменты для работы с учащимися по указанным темам, сервисы, облегчающие обучение учащихся с ОВЗ.
В заключение курса проведены: обсуждение на тему «Что принесет будущее?», краудсорсинг для собрания коллекции учебных ресурсов, планов уроков и мероприятий по ИИ и живой заключительный вебинар. А также, естественно, оценивание итоговых работ слушателей.
Курс построен на платформе OpenEDX. Используются такие внешние инструменты как Padlet (онлайн доска), Tricider (опросы онлайн), Dotstorming (мозговой штурм), Wakelet (организация контента).
Мы перевели курс в формат LMS Moodle, перевели тексты и картинки машинным переводом. Видео можно смотреть в синхронном переводе в Яндекс-браузере.
В целом курс заслуживает серьезного внимания педагогического сообщества, заинтересованного во внедрении в российскую школу тематики искусственного интеллекта. Отметим существенные совпадения в подходе к повышению квалификации учителей в рассматриваемом курсе и нашем онлайн-курсе для учителей «Искусственный интеллект в образовании: реальность и перспективы»
Комментариев нет:
Отправить комментарий