2012 год, год МООК, поставил перед исследователями
интересные вопросы. Феномен МООК, точнее xMOOCs, явно имеет отношение к подрывным инновациям, что было
отмечено уже «на заре» движения xMOOCs
в форуме Michael Krasny от 09.04.2012 г., на котором тему «Disruptive
Innovation: Higher Education» обсуждали такие отцы-основатели как Anant Agarwal (MITx/EDX), Salman Khan
(Хан-академия), Sebastian Thrun (Udacity) (см. http://www.kqed.org/a/forum/R201204091000)
Однако развитие и характер MOOCs носит
несколько парадоксальный характер с точки зрения теории Disruptive Innovation.
1.
Во-первых, эти инновации запустили самые престижные
вузы США: Стэнфорд, Гарвард, Массачусетский технологический, Беркли. Т.е. вузы,
наиболее успешно конкурирующие в рамках поддерживающих инноваций. Согласно Кристенсену «…престижные бренды, которые соревнуются во
взимании больших денег и сохранении
своей престижности, по своей природе не являются “подрывными”». Если эти вузы
не находятся в кризисе: зачем им МООК?
2.
В то же время
МООК были запущены в полном согласии с рекомендациями Кристенсена как
автономные бизнес-единицы, которые могут (?) составить конкуренцию основным
бизнес-процессам брендовой фирмы.
3.
При этом инициаторы сразу придали максимально возможную авторитетность (престиж) товару, поскольку он создан на
самом качественном контенте, признанный во всем
мире таковым.
4.
Далее:
основное преимущество подрывной инновации – ее дешевизна по отношению к
брендовому товару или услуге, было доведено до абсурда: МООК бесплатны.
5.
И наконец, бизнес-модели – самая неясная часть
феномена: вот уже два года МООК только поглощают ресурсы практически ничего не
принося основателям и венчурным компаниям. Несмотря на это, свертывания их
деятельности не наблюдается, а будущая бизнес-модель не становится существенно
яснее. В этой связи возникает вопрос: а имеем ли мы дело с полноценной
подрывной инновацией, ведь помимо технологии по Кристенсену обязательна
соответствующая ей бизнес-модель
Выводами из этих
парадоксов могут быть:
1.
Теория Кристенсена неверна и мы имеем дело с
феноменом ее опровергающим.
2.
Эта подрывная инновация была запущена не с
обычной целью: получить прибыль на рынке, которому ранее был недоступен данный товар или услуга, а с
какой-то другой целью или целями
Давайте
посмотрим, что по этому поводу пишет американская пресса. При этом будем
опираться на источники:
1.
Beyond
Retrofitting: Innovation in Higher Education /Andrew P. Kelly and Frederick M.
Hess. - Hudson Institute. June
2013– p.41 Далее Kelly, 2013
2.
MOOCs
and Open Education: Implications for Higher Education by Li Yuan and Stephen
Powell// JISC CETIS/ March 2013 – р. 21 Далее Li Yuan, 2013
3.
Jim
Farmer MOOCs: A Disruptive Innovation or Not?// e-literature,
http://mfeldstein.com/moocs-a-disruptive-innovation-or-not, August 14, 2013 Далее Farmer, 2013
4.
Steve
Kolowich The MOOC 'Revolution' May Not Be as Disruptive as Some Had Imagined //
The Chronicle of the Higher Education, August 8, 2013 http://chronicle.com/article/MOOCs-May-Not-Be-So-Disruptive/140965/ Далее Kolowich, 2013
5.
Richard
Wellen Open Access, Megajournals, and MOOCs: On the Political Economy of
Academic Unbundling // SAGE Open 2013 3: http://sgo.sagepub.com/content/3/4/2158244013507271.full-text.pdf+html, – р. 17 Далее Wellen, 2013
6.
Michael
Staton, “Disaggregating the Components of a College Degree,” Stretching the
Higher Education Dollar Research Conference (American Enterprise Institute,
Aug. 2, 2012)/ - p.35
Далее Staton, 2012
7.
William
Lawton, Alex Katsomitros MOOCs and disruptive innovation: The challenge to HE
business models// The Observatory on Borderless Higher Education, 21/08/2012 Далее
Lawton, 2012
8.
James
T. Flynn MOOCs: Disruptive Innovation and the Future of Higher Education //
Regent University, http://www.napce.org/documents/!pdfs/papers-2013/flynn.pdf Далее Flynn, 2013
9. The Maturing of the MOOC. LITERATURE
REVIEW OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AND OTHER FORMS OF ONLINE DISTANCE
LEARNING // Department for Business, Innovation and Skills, Research paper
number 130 SEPTEMBER 2013 Далее Review, 2013
Статью из-за
ее объема пришлось разбить на несколько частей.
Уважаемый Сергей Леонидович!
ОтветитьУдалитьMOOK, на самом деле вполне "sustaining" а не "disrupting". Я бы сказал, они, напротив, элитное образование сделают еще более элитным, а массовое - более доступным. Т.е. придадут существующим моделям образования новые современные черты и их укрепят.
Нургалиев Ильдус,
nurgaliev.ru
Спасибо, возможно именно для этого они и были раскручены брендовыми вузами. Разрешите обсудить Вашу мысль со своими коллегами
ОтветитьУдалитьКонечно. Спасибо за отклик!
ОтветитьУдалить