В данной статье мы рассмотрим в некотором смысле самый первый, из «выстреливших» в 2012 г., самый независимый и амбициозный проект в сфере МООС – Udacity.
Организационная форма, история и статистика
Udacity является частной образовательной организацией, основанной Себастьяном Труном , Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky) с заявленной целью демократизации и изменения будущего образования. [1,2] Лидер компании Себастьян Трун является также основателем и руководителем инновационной лаборатории Google X Lab и известен своими работами в области робокаров.
Проект возник после необыкновенно успешной реализации осенью 2011 года Питером Норвигом и Себастьяном Труном курса «Искусственный интеллект» в Стэнфордском университете. Эти лекции посетили 175 студентов непосредственно в аудитории, и более 160 000 человек из 190 стран — через Интернет. Значительная часть отсеялась, но 23 тысячи самых стойких завершили курс обучения. Многие из них с отличием сдали экзамены по предмету. По подсчетам Труна, в ходе этого курса его прослушало больше студентов, чем за те 20 лет, что он преподавал в обычных аудиториях. В известном смысле это стало прорывом для всего движения МООС, поскольку именно после этого запустились Coursera, MITx/EDX и другие проекты [3].
Udacity финансируется за счет венчурного капитала фирмы Charles River Ventures, в проект было вложено также $300,000 личных денег С.Труна. [2] В октябре 2012 года венчурная компания Andreessen Horowitz вложила еще $ 15 млн. В общей сложности стартап привлек более 22 миллионов долларов.
Образовательное содержание, порядок использования курсов
В конце 2012 г. Udacity предлагает 19 курсов, что на порядок меньше, чем на Coursera, однако, количество слушателей только в 2 раза меньше, чем у конкурента (750 тысяч на 1 ноября 2012 г.)
Предлагаются курсы для начинающих, курсы промежуточного и продвинутого уровня (повышения квалификации) по информатике и компьютерным наукам, математике, естествознанию и предпринимательству. В качестве лекторов выступают преподаватели из таких вузов, как Ратгерский университет, университеты штатов Виргиния и Юта, а также эксперты из корпоративного сектора. За курс они получают $5000–10 000 [4]. Многие студенты Udacity – это опытные профессионалы, которые хотят углубить свои знания в определенных областях.
Чтобы учиться в Udacity необходимо [1]:
• Подписаться на один из 19 курсов-классов. Все Udacity-курсы предлагаются бесплатно, но для некоторых курсов есть возможность пройти сертифицированный экзамен, который предполагает некоторые затраты.
• После изучения всего материала можно подтвердить полученные навыки в режиме онлайн или в одном из 4500 центров тестирования за плату. Для всех курсов экзамен проводится каждые восемь недель. После сдачи итогового экзамена Udacity высылает сертификат об окончании курса.
• По желанию слушателя Udacity высылает его резюме в одну из 20 компаний-партнеров, причем делает это бесплатно для клиента.
Технологии
Udacity курсы включают в себя лекции-видео, викторины и домашние задания [1].
Видео длятся примерно пять минут или меньше. Викторины (в основном, в виде коротких тестов, заданий) встроены в видеолекции и предназначены для лучшего усвоения информации курса. В основе дистанционного обучения Труна лежит постоянное тестирование. Мини‑опросы проходят каждые две‑пять минут урока. Тесты могут быть самыми разными: быстрый подсчет, выбор правильного варианта ответа, написание пары строчек компьютерного кода. Ответы автоматически оцениваются за несколько секунд. Если решение правильное, студент двигается дальше, если нет – пробует пройти тест снова.
Чтобы полностью освоить тему, важно решить одну или несколько более сложных проблем. Проблемы в виде заданий предлагаются для каждой темы, которая изучается на текущей неделе. Оценка и отклик на решение получаются немедленно, и студент может выполнять задания столько раз, сколько требуется. Одна из самых сложных задач – как оценивать 100 000 слушателей гуманитарных и общественных дисциплин. Сложные задания здесь не предусматривают одинакового ответа. Трун возлагает большие надежды на то, что оценки друг другу будут ставить студенты [4].
Udacity стимулирует активную позицию студента, участие в студенческом, академическом сообществе, в частности, через рейтинг активности, называемый кармой (karma). Приветствуется публикация вопросов и помощь-консультация на форумах. Форум рассматривается как [1]:
• место, где люди могут задавать вопросы и помогать друг другу;
• место, где люди могут выразить свои чувства по отношению к курсу и получить поддержку и поощрение;
• место, где может быть дополнительная информация, касающаяся курса;
• место, где студенты могут связаться с другими студентами для формирования учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного обучения.
Благодарные студенты могут голосовать за понравившиеся сообщения-разъяснения, что добавляет разместившему его «карма-пункты». В случае отсутствия помощи от студентов обещается помощь менеджеров курса. Правила сотрудничества подробно расписаны на сайте [1]. Udacity призывает студентов создавать сообщества для общения как онлайн, так и лично, чтобы помогать друг другу учиться. Ключевым является использование сотрудничества как способ повышения качества обучения, а не как способ поделиться ответами, не понимая их. Поощряется совместный просмотр лекций, а также обсуждение и совместная работа над ответом на лекции в викторинах. Для выполнения заданий можно обсудить вопросы с другими студентами в онлайн-форумах и лицом к лицу в исследовательских группах, но все, что предоставляется как ответ на задание должно быть собственной работой. При итоговом экзамене, не разрешается работать ни с кем, можно только просить разъяснения вопросов на онлайн-форумах, на которые будет отвечать в ходе экзамена персонал.
Питер Норвиг [5], как и Дафна Коллер воодушевлен перспективами педагогического мониторинга, которые при этом открываются: «Меня наиболее захватывают данные, которые мы собираем. Мы собираем тысячи взаимодействий каждого учащегося в классе, миллиарды взаимодействий в целом. Теперь мы можем начать анализировать их, и когда мы сделаем выводы на их основе, то сможем делать новые эксперименты. Вот тогда придёт настоящая революция. И вы сможете увидеть результаты в новом поколении удивительных студентов».
Отличие от других МООС-платформ (за базу признается Coursera)
У Udacity более мягкая политика по отношению регистрации и временным характеристикам обучения. В отличие от Coursera, где курсы доступны только для определенных периодов времени, Udacity-курсы доступны в любое время после их выпуска. Внутри курса имеются дедлайны (смотреть видео можно в любое время в течение недели, но в конце недели вы должны сделать домашнее задание), однако начинать курс можно в любое время. Этот подход приветствуется работающими слушателями: требования не должны быть слишком жесткими [6].
Дидактическими особенностями являются более короткие видеофрагменты. Типичное видео длится 2 минуты, иногда меньше, но ни в коем случае не больше 6 минут; в этом случае делаются паузы на викторины-головоломки, чтобы обучение казалось индивидуальным (некоторых слушателей это даже раздражает). На уровне содержания Udacity и ряд слушателей [6] утверждают особую «практикоориентированность» заданий и материалов курсов.
В связи с этим необходимо отметить участие Udacity в трудоустройстве, практическом применении слушателем полученных сертификатов. По завершении обучения, студент может получить следующий результат (оценку) по курсу [1]:
• Завершение (самая низкая)
• Достижение
• Достижение с отличием
• Достижение с высочайшим отличием (высшая)
Udacity может помочь слушателю найти работу, поскольку формирует на каждого выпускника резюме и по его желанию посылает потенциальным работодателям. На сегодняшний день Udacity работает с более чем 20 высокотехнологичными компаниями. Содержание резюме определяется не только оценкой за итоговый экзамен, но и активностью студента в курсе, его «кармой».
Серьёзные различия проявляются на уровне бизнес-модели и позиционирования внутри существующих реалий системы образования.
Основатели Coursera, MITx/EDX считают целесообразным объединять усилия с университетами из «кирпича и раствора» (brick-and-mortar) при принятии решений о том, какие курсы преподавать дистанционно, как их преподавать и как улаживать щекотливые вопросы аттестации, сдачи зачетов, защиты дипломов и борьбы с плагиатом. Вынашивая свой проект, Трун подумывал выдавать интернет-слушателям свидетельства об окончании курсов в Стэнфорде. Но наткнулся на отказ. «Мы сказали Себастьяну, что он не вправе это делать», – говорит заведующая кафедрой компьютерных наук Дженнифер Уидом [7]. Именитые университеты неохотно отказываются от устоявшихся практик составления учебной программы, проверки знаний и преподавания. Udacity прокладывает собственный путь [4]. Возможно это не идет Udacity на пользу, поскольку сравнение между ее курсами и курсами Coursera не всегда в пользу первой [8, 9]. Хотя есть и прямо противоположные точки зрения [6].
Нежелание Труна связываться с именитыми университетами грозит добавить ему головной боли. Конкурент Udacity – Coursera быстрее расширяет свою образовательную программу благодаря открытой поддержке ректоров.
Еще одной особенностью Udacity является большая активность в поиске устойчивых бизнес-моделей, в реализации которых она всегда оказывается на шаг или полшага впереди Coursera. С. Трун с самого начала утверждал, что учеба в его школе всегда будет бесплатной, но со временем компания начнет зарабатывать на сертификатах об окончании курсов или дополнительных услугах. Он неоднократно заявлял, что его целью является создание магистерской программы в области компьютерных наук стоимостью не более $100 для студента, чем весьма раздражал академическую общественность. При этом платным должно быть только контролируемое тестирование-сертификация, подтверждающее полученные навыки. За отдельную плату Udacity уже предлагает тестирование и верификацию студентов в специальных центрах, заключив соглашение с международным лидером независимого тестирования и сертифицирования на рынке образовательных услуг – Pearson. По этому соглашению студенты смогут сдавать экзамены в центрах Pearson по всему миру, заплатив за это $89 [7]. Этот экзамен является дополнением к онлайн-экзамену, но он означает, что сертификат, который получает студент после завершения очного экзамена, может иметь более реальное значение для работодателя.
Udacity опередила Coursera и в другом способе монетизации МООС. Себастьян Трун сказал в интервью, что подписал соглашение с 350 компаниями-партнерами о предоставлении потенциальным работодателям помимо академических баллов данных «мягких навыков» слушателей, которые выражаются в активности на форумах, набранной «карме» и т.п. Он характеризуется плату Udacity за эту услугу как "значительно меньшую, чем вы заплатили бы профессионалу-рекрутеру, но значительно больше, чем то, что вы платите за доступ к LinkedIn" [10].
Литература
1. Udacity Главная страница [В Интернете] // Udacity. - 10.12.2012 г. - http://www.udacity.com/
2. Udacity Wikipedia http://en.wikipedia.org/wiki/Udacity
3. Massive open online course Wikipedia (2012) http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course
4. Дж. Андерс Высшее образование за $100 Forbes. Украина. 03.09.2012г. http://forbes.ua/magazine/forbes/1336363-vysshee-obrazovanie-za-100
5. Peter Norvig : The 100 000 student classroom // TED-talks, june 2012. Comment on this talkted, june-december 2012. http://www.ted.com/talks/lang/ru/peter_norvig_the_100_000_student_classroom.html
6. Gaurav Jhaveri The Difference Between Udacity And Other Online Education Startups May 19, 2012 http://gauravjhaveri.tumblr.com/post/23310056304/udacity-and-online-education
7. 7.Иван Колыхалов Coursera: на чем заработает образовательный стартап года? http://www.start.bishelp.ru/svoe_delo/bank/2811_obrazservisi.php
8. Блог Хеллера Coursera и Udacity Апрель 20th, 2012 http://heller.ru/blog/2012/04/coursera-and-udacity/
9. Delta Udacity Statistics 101 // ANGRYMATH 10/09/2012 http://www.angrymath.com/2012/09/udacity-statistics-101.html
10. Submission: Providers of Free MOOC's Now Charge Employers for Access to Student Data// Slashdot 05.12.2012 http://news.slashdot.org/story/12/12/05/209215/providers-of-free-moocs-now-charge-employers-for-access-to-student-data
Комментариев нет:
Отправить комментарий