воскресенье, 12 мая 2013 г.

Udacity – возмутитель спокойствия в системе высшего образования США


В данной статье мы рассмотрим в некотором смысле самый первый, из «выстреливших» в 2012 г.,  самый независимый и амбициозный проект в сфере МООС – Udacity.

Организационная форма,  история и статистика
Udacity является частной образовательной организацией, основанной Себастьяном  Труном , Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky)  с заявленной целью демократизации и изменения будущего образования. [1,2] Лидер компании Себастьян  Трун является также основателем и руководителем инновационной лаборатории Google X Lab и известен своими работами в области робокаров.
Проект возник после необыкновенно успешной  реализации осенью 2011 года Питером Норвигом и Себастьяном Труном курса «Искусственный интеллект» в Стэнфордском университете. Эти  лекции посетили 175 студентов непосредственно в аудитории, и более 160 000 человек из 190 стран — через Интернет. Значительная часть отсеялась, но 23 тысячи самых стойких завершили курс обучения. Многие из них с отличием сдали экзамены по предмету. По подсчетам Труна, в ходе этого курса его прослушало больше студентов, чем за те 20 лет, что он преподавал в обычных аудиториях.  В известном смысле это стало прорывом для всего движения МООС, поскольку именно после этого запустились Coursera, MITx/EDX и другие проекты [3].
Udacity финансируется за счет венчурного капитала фирмы Charles River Ventures, в проект  было вложено также  $300,000 личных денег  С.Труна. [2]  В октябре 2012 года венчурная компания Andreessen Horowitz вложила еще $ 15 млн.  В общей сложности стартап привлек более 22 миллионов долларов.

Образовательное содержание, порядок использования курсов
В конце 2012 г. Udacity предлагает 19 курсов, что на порядок меньше, чем на Coursera, однако, количество слушателей только в 2 раза меньше, чем у конкурента (750 тысяч на 1 ноября 2012 г.)
Предлагаются курсы для начинающих, курсы промежуточного и продвинутого уровня (повышения квалификации) по  информатике и компьютерным наукам, математике, естествознанию и предпринимательству. В качестве лекторов выступают преподаватели из таких вузов, как Ратгерский университет, университеты штатов Виргиния и Юта, а также эксперты из корпоративного сектора. За курс они получают $5000–10 000 [4]. Многие студенты Udacity – это опытные профессионалы, которые хотят углубить свои знания в определенных областях.
Чтобы учиться в Udacity необходимо [1]:
Подписаться на один из 19 курсов-классов. Все Udacity-курсы предлагаются бесплатно, но для некоторых курсов есть возможность пройти сертифицированный экзамен, который предполагает некоторые затраты.
После изучения всего материала можно подтвердить полученные  навыки в режиме онлайн или в одном из  4500 центров тестирования за плату. Для всех курсов экзамен проводится каждые восемь недель. После сдачи итогового экзамена Udacity высылает сертификат об окончании курса.          
По желанию слушателя Udacity высылает его резюме в одну из 20 компаний-партнеров, причем делает это бесплатно для клиента.

Технологии
Udacity курсы включают в себя лекции-видео, викторины и домашние задания [1].
Видео длятся примерно пять минут или меньше.  Викторины (в основном, в виде коротких тестов, заданий) встроены в видеолекции и предназначены для лучшего усвоения  информации курса. В основе дистанционного обучения Труна лежит постоянное тестирование. Мини‑опросы проходят каждые две‑пять минут урока. Тесты могут быть самыми разными: быстрый подсчет, выбор правильного варианта ответа, написание пары строчек компьютерного кода. Ответы автоматически оцениваются за несколько секунд. Если решение правильное, студент двигается дальше, если нет – пробует пройти тест снова.
Чтобы полностью освоить тему, важно решить одну или несколько более сложных проблем. Проблемы в виде заданий предлагаются для каждой темы, которая изучается  на текущей  неделе. Оценка и отклик на решение получаются немедленно, и студент может выполнять задания  столько раз, сколько требуется. Одна из самых сложных задач – как оценивать 100 000 слушателей гуманитарных и общественных дисциплин. Сложные задания здесь не предусматривают одинакового ответа. Трун возлагает большие надежды на то, что оценки друг другу будут ставить студенты [4].
Udacity стимулирует активную позицию студента, участие в студенческом, академическом сообществе, в частности, через рейтинг активности, называемый кармой (karma). Приветствуется публикация вопросов и помощь-консультация на форумах. Форум рассматривается как [1]:
место, где люди могут задавать вопросы и помогать друг другу;
место, где люди могут выразить свои чувства по отношению к курсу и получить поддержку и поощрение;
место, где может быть дополнительная информация, касающаяся курса;
место, где студенты могут связаться с другими студентами для формирования учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного обучения.
Благодарные студенты могут голосовать за понравившиеся сообщения-разъяснения, что добавляет разместившему его «карма-пункты». В случае отсутствия помощи от студентов обещается помощь менеджеров курса.  Правила сотрудничества подробно расписаны на сайте [1]. Udacity призывает студентов  создавать сообщества для общения как онлайн, так и лично, чтобы помогать друг другу учиться. Ключевым является использование сотрудничества как способ повышения качества обучения, а не как способ поделиться ответами, не понимая их. Поощряется совместный  просмотр лекций, а также обсуждение и совместная работа над ответом на лекции в викторинах. Для выполнения заданий можно обсудить вопросы с другими студентами в онлайн-форумах и лицом к лицу в исследовательских группах, но все, что предоставляется как ответ на задание должно быть собственной работой. При итоговом экзамене, не разрешается работать ни с кем, можно только просить разъяснения вопросов на онлайн-форумах, на которые будет отвечать в ходе экзамена персонал.
Питер Норвиг [5], как и Дафна Коллер воодушевлен перспективами педагогического мониторинга, которые при этом открываются: «Меня наиболее захватывают данные, которые мы собираем. Мы собираем тысячи взаимодействий каждого учащегося в классе, миллиарды взаимодействий в целом. Теперь мы можем начать анализировать их, и когда мы сделаем выводы на их основе, то сможем делать новые эксперименты. Вот тогда придёт настоящая революция. И вы сможете увидеть результаты в новом поколении удивительных студентов».

Отличие от других МООС-платформ (за базу признается Coursera)
У Udacity более мягкая политика по отношению регистрации и временным характеристикам обучения. В отличие от Coursera, где курсы доступны только для определенных периодов времени, Udacity-курсы доступны в любое время после их выпуска. Внутри курса имеются  дедлайны (смотреть видео можно в любое время в течение недели, но в конце недели вы должны сделать домашнее задание), однако начинать курс можно в любое время. Этот подход  приветствуется работающими слушателями:  требования не должны быть слишком жесткими [6].
Дидактическими особенностями являются более короткие видеофрагменты. Типичное видео длится 2 минуты, иногда меньше, но ни в коем случае не больше 6 минут; в этом случае делаются паузы на викторины-головоломки, чтобы обучение казалось индивидуальным (некоторых слушателей это даже раздражает). На уровне содержания Udacity и ряд слушателей [6] утверждают особую «практикоориентированность» заданий и материалов курсов.
В связи с этим необходимо отметить участие Udacity в трудоустройстве, практическом применении слушателем полученных сертификатов. По завершении обучения, студент может получить следующий результат (оценку) по курсу [1]:
Завершение (самая низкая)
Достижение
Достижение с отличием
Достижение с высочайшим отличием (высшая)
Udacity может помочь слушателю найти работу, поскольку формирует на каждого выпускника резюме и по его желанию посылает потенциальным работодателям.  На сегодняшний день Udacity работает с более чем 20 высокотехнологичными компаниями. Содержание резюме определяется не только оценкой за итоговый экзамен, но и активностью студента в курсе, его «кармой».
Серьёзные различия проявляются на уровне бизнес-модели и позиционирования внутри существующих реалий системы образования.
Основатели Coursera, MITx/EDX считают целесообразным объединять усилия с университетами  из «кирпича и раствора» (brick-and-mortar) при принятии решений о том, какие курсы преподавать дистанционно, как их преподавать и как улаживать щекотливые вопросы аттестации, сдачи зачетов, защиты дипломов и борьбы с плагиатом. Вынашивая свой проект, Трун подумывал выдавать интернет-слушателям свидетельства об окончании курсов в Стэнфорде. Но наткнулся на отказ. «Мы сказали Себастьяну, что он не вправе это делать», – говорит заведующая кафедрой компьютерных наук Дженнифер Уидом [7]. Именитые университеты неохотно отказываются от устоявшихся практик составления учебной программы, проверки знаний и преподавания. Udacity прокладывает собственный путь [4]. Возможно это не идет Udacity на пользу, поскольку сравнение между ее курсами и курсами Coursera не всегда в пользу первой [8, 9]. Хотя есть и прямо противоположные точки зрения [6].
Нежелание Труна связываться с именитыми университетами грозит добавить ему головной боли. Конкурент Udacity – Coursera быстрее расширяет свою образовательную программу благодаря открытой поддержке ректоров.
Еще одной особенностью Udacity является большая активность в поиске устойчивых бизнес-моделей, в реализации которых она всегда оказывается на шаг или полшага впереди Coursera. С. Трун с самого начала  утверждал, что учеба в его школе всегда будет бесплатной, но со временем компания начнет зарабатывать на сертификатах об окончании курсов или дополнительных услугах. Он неоднократно заявлял, что его целью является создание магистерской программы в области компьютерных наук стоимостью не более $100 для студента, чем весьма раздражал академическую общественность. При этом платным должно быть только контролируемое тестирование-сертификация, подтверждающее полученные навыки. За отдельную плату Udacity уже предлагает тестирование и верификацию студентов в специальных центрах, заключив соглашение с международным лидером независимого тестирования и сертифицирования на рынке образовательных услуг – Pearson. По этому соглашению студенты смогут сдавать экзамены в центрах Pearson по всему миру, заплатив за это $89 [7]. Этот экзамен является дополнением к онлайн-экзамену, но он означает, что сертификат, который получает студент после завершения очного экзамена, может иметь более реальное значение для работодателя.
Udacity опередила Coursera и в другом способе монетизации МООС. Себастьян Трун сказал в интервью, что подписал соглашение с 350 компаниями-партнерами о предоставлении потенциальным работодателям помимо академических баллов данных «мягких навыков» слушателей, которые выражаются в активности на форумах, набранной «карме» и т.п. Он характеризуется плату Udacity за эту услугу как "значительно меньшую, чем вы заплатили бы профессионалу-рекрутеру, но значительно больше, чем то, что вы платите за доступ к LinkedIn" [10].

Литература
1. Udacity Главная страница [В Интернете] // Udacity. - 10.12.2012 г. - http://www.udacity.com/
2. Udacity Wikipedia http://en.wikipedia.org/wiki/Udacity
3. Massive open online course Wikipedia (2012) http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course
4. Дж. Андерс  Высшее образование за $100 Forbes. Украина. 03.09.2012г. http://forbes.ua/magazine/forbes/1336363-vysshee-obrazovanie-za-100
5. Peter Norvig :  The 100 000 student classroom  // TED-talks, june 2012. Comment on this talkted, june-december 2012. http://www.ted.com/talks/lang/ru/peter_norvig_the_100_000_student_classroom.html
6. Gaurav Jhaveri The Difference Between Udacity And Other Online Education Startups May 19, 2012 http://gauravjhaveri.tumblr.com/post/23310056304/udacity-and-online-education
7. 7.Иван Колыхалов  Coursera: на  чем заработает образовательный стартап года?  http://www.start.bishelp.ru/svoe_delo/bank/2811_obrazservisi.php
8. Блог Хеллера Coursera и Udacity  Апрель 20th, 2012 http://heller.ru/blog/2012/04/coursera-and-udacity/
9. Delta Udacity Statistics 101 // ANGRYMATH 10/09/2012 http://www.angrymath.com/2012/09/udacity-statistics-101.html
10. Submission: Providers of Free MOOC's Now Charge Employers for Access to Student Data// Slashdot 05.12.2012 http://news.slashdot.org/story/12/12/05/209215/providers-of-free-moocs-now-charge-employers-for-access-to-student-data

Комментариев нет:

Отправить комментарий