четверг, 1 мая 2014 г.

О классификации дистанционного обучения

Эта статья находится в стороне от основной темы блога: МООК. Однако и не полностью чужда этой теме.
Поскольку дистанционное обучение это не только и не столько технология, сколько воплощение в образовательной сфере процессов виртуализации и дигитилизации информации, коммуникаций и профессиональной деятельности, которые меняют все, то его классификация [1] сложная задача и может рассматриваться с совершенно разных сторон: дидактической, организационной, технологической и т.д. и т.п.   
В период осмысления и формирования задач, развития начал дистанционного обучения в высшей школе,  активной информатизации системы образования России, поддерживаемой государственными программами (1999-2006 гг.), многие авторы рассматривали вопросы классификации и типологии [2] дистанционного обучения:  Овсянников В.И., Густырь А.В., Андреев А.А., Солдаткин В.И., Полат Е.С., Демкин В.П. , Можаева Г.В., Хуторской А.В. и др.
В настоящее время, на новом более утилитарном этапе, связанном с массовизацией дистанционного обучения, сменой законодательно-нормативной базы и новыми глобальными тенденциями в электронном обучении, нас должны интересовать практикозначимые классификации и типологии, позволяющие решать конкретные задачи, например:
- прогнозирование развития ЭО, ДОТ;
- повышение качества электронного и дистанционного обучения;
- выбор наиболее эффективных моделей организации ЭО, ДОТ;
- конкретизация новой нормативно-правовой терминологии ЭО, ДОТ.
Этим целям на наш взгляд отвечают три типологии дистанционного обучения на генетической, целево-технологической и организационной основаниях.    

1. Известную генетическую классификацию Тейлора [3] (Taylor, 1999) можно рассматривать как историческую типологию ДО. Тейлор  предложил разделять пять поколений или стадий развития дистанционного образования:
  1. классическое заочное образование;
  2. комплексное использование нескольких односторонних (без обратной связи) средств передачи учебных материалов, таких как печать, эфир или записи на носителях информации, таких как видео-кассеты;
  3. двустороннее, синхронное дистанционное обучение с использованием аудио-или видео-конференцсвязи;
  4. гибкое обучение на основе асинхронного обучения в режиме онлайн в сочетании с интерактивным мультимедиа;
  5. интеллектуальное гибкое обучение, которое предоставляет высокую степень автоматизации и управления студентов асинхронным онлайн-обучением и интерактивные мультимедиа.
2. Классификация онлайн-обучения (термин, заменяющий в англоязычной литературе дистанционное обучение), предложенная  в [4] (Evaluation, 2010) определяется целью работы: измерением эффективности онлайн и гибридного (смешанного) обучения в сравнении с традиционным «лицом-к-лицу» обучением. Фактически, пользуясь этой классификацией, мы способны разнести конкретные случаи организации и технологической реализации онлайн-обучения на группы, внутри которых можно исследовать и развивать более тонкие эффекты, но вне которых, без учета групповых различий сравнение результатов обучения некорректно.  Типология качественных различий ДО базируется на классификации по 3-м основаниям: (а) служит ли эта деятельность заменой или дополнением к традиционному «лицом-к-лицу» обучению, (б) педагогический подход, и (в)  реализуется синхронное или асинхронное взаимодействие. Каждое из оснований более подробно описаны ниже.
  1. Одной из самых основных характеристик онлайн-обучения является его цель:  будет ли деятельность служить заменой традиционного, «лицом-к-лицу», обучения (в виде, например, виртуального курса), либо будет применяться для дополнения традиционных занятий (в этом случае онлайн-обучение является частью традиционного курса и часто говорят о смешанном (blended) и гибридном (hybrid) обучении). Важность этого основания классификации определяется тем, что два типа приложения онлайн-обучения имеют разные цели. Приложение по типу «замена», считается успешным, если оно обеспечивает обучение без ущерба для результата обучения, успеваемости учащихся. Если результаты одни и те же, то онлайн-обучение может использоваться экономически эффективно. Во втором же случае этот результат абсолютно неприемлем: в этом случае необходимо существенное улучшение качества обучения. В работе [5] это противопоставление «чистого» онлайн-обучения «смешанным», гибридным подходам также поставлено на 1-е место. Помимо прочего эта градация разделяет целевые группы приложения соответствующих образовательных программ, а, следовательно,  разные организационные решения. В новой отечественной нормативной базе этому противопоставлению близка разница между «исключительной» и «неисключительной» ЭО, ДОТ
  2. Второй характеристикой, которая обычно используется, чтобы классифицировать интернет (онлайн) обучение является степень синхронизации учебной деятельности: либо занятия происходят в реальном времени в физическом или виртуальном месте, или асинхронно, с задержкой во времени между презентацией учебного материала и реакции, ответов студентов на него. В работе [5] (Bacow, 2012) этому основанию классификации соответствует противопоставление систем для самостоятельного обучения (self-paced systems) и систем, где от всех студентов требуется проходить обучение в курсе в одно и то же время, по установленному графику.
  3. Третьим важным аспектом является тип обучения [3] или тип приобретения/передачи знания, который зависит от того, кто (или что) определяет способ, каким учащиеся приобретают знания. Различают традиционное разъяснительное обучение, в котором содержание обучения студенту передается через лекции, письменные материалы, или другие привычные механизмы. Все, чем отличается такое преподавание от традиционного, это то, что учитель не появляется в физическом классе, а общается со студентами за счет использования технологий. Такому обычному преподаванию часто противопоставляется активное (интерактивное) обучение, в котором студент имеет контроль над тем, чему и как он или она учится. При этом активность может проявляться через взаимодействие с автоматизированными средствами обучения и/или через общение с согруппниками или преподавателями. Итак, технологии могут поддержать любой из этих трех видов педагогических подходов:

  • Объяснительное  преподавание через передачу знаний цифровыми и коммуникационными устройствами.

  • Активное обучение: учащийся строит знания с помощью запросов на основе манипуляций цифровых средств, таких как онлайн-моделирование, игры или микромиры. В отечественной нормативной базе этому подходу  соответствует термин «электронное обучение».
  • Интерактивное обучение: учащийся строит знания с помощью запросов в совместном взаимодействии с другими учащимися, учителями, становится со-учащимся и действует в качестве посредника между учителем и другими учащимися (через работу над совместным проектом, оценивание и самооценивание, консультирование и помощь другим). В отечественной нормативной базе этому подходу  соответствует, но не тождественен термин «дистанционные образовательные технологии».

Как правило, в разъяснительном преподавании, технология обеспечивает подачу содержания обучения. В активном обучении, технология позволяет студентам контролировать цифровые (электронные)  средства для получения или решения проблем. В интерактивном обучении, технология опосредует взаимодействие человека синхронно или асинхронно; обучение возникает в результате взаимодействия с другими студентами и технологиями.
И  у (Evaluation, 2010) и в (Bacow, 2012) утверждается становление четвертого типа педагогического подхода:
 - контролируемая учащимся категория интерактивного обучения, связанная с так называемым "пятым поколением" дистанционного обучения, в котором упор делается на гибкое сочетание самостоятельных  и групповых учебных активностей. Исследователи в настоящее время используют такие термины, как "распределенное обучение" или "учебные сообщества" по отношению к смешанно организованным «лицом к лицу» и виртуальным взаимодействиям между учащимися под руководством одного или нескольких педагогов, координаторов и тренеров на длительном промежутке времени (от нескольких недель до нескольких лет) [4].
- в [5] новейшим типом передачи знаний названо «Interactive Learning Online» (ILO)-стиль, который противопоставляется подходам, требующим значительных инвестиций времени и усилий со стороны преподавателей,  занимающихся в Интернете со своими студентами (в представленной классификации – интерактивное обучение). Под ILO подразумевают очень сложные, интерактивные технологии, в которых преподавание осуществляется в Интернет в основном с компьютерным управлением (largely machine-guided). Здесь применяются системы искусственного интеллекта, которые опираются на использование данных, собранных от сотен тысяч студентов, чтобы настроить обучение с учетом индивидуальной конкретных потребностей студента, т.н. "адаптивные технологии". Эти системы также позволяют преподавателям отслеживать прогресс студентов в курсе по элементам, на первичном уровне детализации, тем самым позволяя более целенаправленно и эффективно руководить обучением.
Однако, в современной литературе определенности по этому четвертому типу еще нет. Реальностью в 2012 г. стали массовые открытые онлайн курсы (МООС), которые сочетают в себе признаки и того и другого подходов.
Таким образом, данная классификация позволяет выделить существование следующих типов ЭО, ДОТ:
  1. Исключительное (или в значительной части образовательной программы) применение ДОТ в преимущественно синхронной форме. Объяснительная или интерактивная модели (первая более органична для этого типа).
  2. Исключительное (или в значительной части образовательной программы) применение ДОТ в преимущественно асинхронной форме. Объяснительная или интерактивная модели (вторая более органична для этого типа).
  3. Исключительное или в значительной части образовательной программы применение ЭО (здесь синхронность/асинхронность не имеют смысла). Объяснительная или активная модели.
  4. Смешанное (гибридное) обучение с применением ЭО. Объяснительная или активная модели.
  5. Смешанное (гибридное) обучение с применением ДОТ в синхронной или асинхронной форме. Объяснительная или интерактивная модели.
Безусловно, существует множество иных особенностей интернет-обучения, в том числе тип место занятия (в классе, дома, неформальные места), характеру содержания (как по предметной области, так и по типу материала: факты, концепции, процедуры или стратегии), конкретных применяемых технологий (например, потоковое аудио / видео, интернет-телефонии, подкастинг, чат, компьютерные модели, видеоконференции, общая графическая доска, экран совместного использования и пр.), однако приведенная выше многомерная модель оказывается достаточной для описания любой современной и применявшейся ранее  модели дистанционного обучения.
Важным моментом является то, что в работе (Evaluation, 2010) мета-анализ 50 независимых исследований, отобранных из более тысячи исходных сообщений, показал, что именно эти различия являются значимыми для результатов обучения.
Практическое значение, прежде всего с точки зрения организации электронного и дистанционного обучения в высшем профессиональном образовании. В этом разрезе чаще говорят о моделях организации ЭО, ДОТ

3. Принципы организации ДО в образовательных учреждениях положены в основание третьей классификации, приведенной еще в 2000 г. В.И. Овсянниковым. Здесь выделяются следующие основные типы учреждений ДО:    
Однопрофильные учреждения (single mode institutions). Единственной целью этих организаций является предоставление дистанционных образовательных услуг. На это ориентирована вся их преподавательская и административная деятельность, а также все средства, находящиеся в их распоряжении.
Двухпрофильные учреждения (dual mode institutions). Двухпрофильные университеты ДО - это образовательные учреждения, где можно получить образование как традиционно, так и дистанционно, организацией которого занимается специальное подразделение. Это подразделение может нанимать специальных преподавателей, однако чаще всего привлекаются преподаватели из основных традиционных (базовых) структур учебного заведения. Подразделение ДО подчинено общему руководству университета, распределение средств и другие решения принимаются с учетом интересов вуза в целом. Таким образом, в двухпрофильных организациях дистанционное образование встроено в общую структуру традиционного образовательного учреждения. Двухпрофильными являются многие учебные заведения ДО в Российской Федерации, имеющие заочные отделения.
Смешанные учебные заведения (mixed mode systems). Смешанной называется такая форма организации ДО, когда традиционные колледжи, университеты, школы предоставляют учащимся возможность самостоятельного прохождения учебных курсов вне кампуса. Учебные материалы распространяются в печатном виде, аудио- или видеоформате, а в последнее время - с помощью Интернет. При этом ДО в смешанных учебных заведениях не имеет ни собственного факультета, ни административных служб. Учащиеся ДО просто добавляются к обычному контингенту или обычные студенты по тем или иным причинам дистанционно изучают определенные курсы.
Консорциумы и Ассоциации (сonsortia @ association). Консорциум обычно состоит из двух или более учебных заведений ДО (или подразделений внутри одной организации), которые объединяются для совместной разработки и распространения программ дистанционного обучения. Консорциум возникает, когда объединяются несколько вузов для разработки и распространения курса или серии курсов, обычно в масштабе, слишком широком для какой-либо одной организации. Каждый член консорциума, участвуя в проведении совместной политики, имеет собственную структуру управления и распространяет курсы своим студентам. 
Проекты (project). Это объединения, направленные на осуществление определенных целевых программ ДО.
ДО-супермаркет. Последние годы становится ясно, что достижения в области технологий (информационных) сделали возможным разбить, «распаковать» (Unbundle - распаковка, расфокусировка, развязывание узлов [7]) единый комплекс образовательных товаров и услуг, ранее предоставляемых в одном «магазине-университете»,   на их составные части и продать их по отдельности, позволяя их индивидуально настраивать и снижать цены. При этом чаще наиболее эффективным оказывается не фирменный магазин – универмаг, в котором продукт-услуга  «продается»  в комплекте, сборе и производится той же фирмой без возможности выбора, а образовательная система – супермаркет, в котором потребитель  складывает в корзину продукты-услуги разных производителей, выбирая их по основному показателю общества потребления: соотношения цена/качество.ДО-супермаркет – так можно назвать такую образовательную систему, в пределе соответствует новой образовательной потребительской модели, которую известный канадский футуролог и экономист Дон Тапскотт, автор термина «викиномика», в 2013 году в Давосе назвал big à-la-carte menu (большое образовательное меню): «Из этого меню можно взять курс права в Гарварде, экономические курсы в McGill, некоторые инженерные курсы в MIT, а завершить получение степени можно курсами Квинса, Йельского университета и Лондонской школы экономики» [7].

Литература
[1] *Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.). Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 4451.
[2] **Типология – метод, основанный на расчленении объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа (греч. Typos – форма, образец). Традиционный метод построения типологии сводится обычно к группировке изучаемых объектов на основе одного (двух-трех) признаков. Там же.
[3] James C Taylor DISTANCE EDUCATION:  THE FIFTH GENERATION//The New Educational Frontier:  Teaching and Training in a Networked World 19th ICDE WORLD CONFERENCE ON OPEN LEARNING AND DISTANCE EDUCATION, Vienna, June 20-24, 1999
[4] Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies, Washington, D.C., 2010. // U.S. Department of Education, Office of Planning, Evaluation, and Policy Development. – 95 р.
[5] Barriers to Adoption of Online Learning Systems in U.S. Higher Education // Lawrence S. Bacow, William G. Bowen, Kevin M. Guthrie,  Kelly A. Lack, Matthew P. Long May 1, 2012 Copyright 2012 ITHAKA
[6] V. OVSYANNIKOV, ZAPAROVANNY Y. ABOUT INFORMATION MATERIALS FOR AN IITE ANALYTICAL
SURVEY ON DISTANCE EDUCATION // "Distance Education: Structure, Methodology, Staff Development and Legal Aspects", IITE, Moscow, Russia, March 23-24, 2000
[7] Beyond Retrofitting: Innovation in Higher Education /Andrew P. Kelly and Frederick M. Hess. -  Hudson Institute. June 2013– p.41
[8] Don Tapskott  The week university (as we know it) ended // The Globe and Mail, Jan. 27.2013. - http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/economy/the-week-university-as-we-know-it-ended/article7896507

Комментариев нет:

Отправить комментарий