суббота, 3 мая 2014 г.

Правовые формы деятельности электронной платформы МООК в России

О чем идет речь. Определения
Классическое, принятое в англоязычной литературе определение МООК (MOOCs) таково:  «бесплатные (free), без получения степени онлайн-курсы, открытые, неограниченного глобального охвата для всех, кто желает учиться, независимо от их текущего уровня образования» (см. http://www.moocs.co/). Степень финансовой свободы (free) и открытости м.б. разной от полной бесплатности до оплаты обучения, но, как правило, ценой на порядок меньшей, чем традиционные дистанционные курсы.  Имеются случаи смешанного предложения (некоторая часть курсов бесплатна), однако часто таким образом маскируются и мимикрируют под популярный тренд коммерческие и традиционные платформы дистанционного обучения.
Для монетизации МООК характерным является применение ценовой стратегии Freemium, означающей, что продукт или услуга  предоставляется бесплатно, но деньги (премия) начисляется за некоторые  особенности и функциональности виртуальных товаров (см. wikipedia, MOOCs, Freemium). Coursera в качестве платы за дополнительнительную функциональность использует:

  • Платную сертификацию на выходе
  • Гарантированную оценку (verify coursera certificate)
  • Услуги рекрутинговым агентствам и фирмам по найму сотрудников
  • Предварительный отбор подавших заявки
  • Занятия с преподавателем или оценка выполненных заданий
  • Оплату образовательными организациями использования курсов в собственном учебном процессе
  • Спонсорскую поддержку

Организационные формы зарубежных МООК
Анализ основных платформ зарубежных МООК показывает, что организационные формы м.б. разными. Приведем классификацию некоторой выборки платформ МООК разных стран (указания на США пропускается) по четырем организационным основаниям:
Тип организации по секторам гражданского общества:
 Государственная организация:  Edraak (арабская, фонд королевы Иордании), NPTEL (Правительство Индии), FUN (France Université Numérique, Правительство Франции)
 Коммерческая организация: (for-profit-organization): Coursera, Udacity, Canvas Network, OpenLearning (Австралия), ?Wedubox (Лат. Америка), Udemy
 Некоммерческая организация: (not-for-profit-organization или НКО): EDX, Khan Academy, Futurelearn (Великобритания), ?iversity (Германия), OpenupEd (Евросоюз, консорциум платформ вузов Ассоциации EADTU), ? xuetangx (Китай)
Организаторы-учредители:
 Частные (физические) лица:  Coursera, Udacity, Khan Academy, OpenLearning, iversity, Udemy
 Частная компания: Canvas Network, ?Wedubox
 Отдельный вуз: Futurelearn (UK's Open University, но в партнерстве в ведущими вузами Великобритании)
 Несколько вузов или Ассоциация вузов: EDX, OpenupEd, MOOCxuetangX (Университет Цинхуа и EDX)
Поставщики курсов:
   Вузы: EDX, Coursera, Futurelearn, OpenLearning, OpenupEd, NPTEL, FUN
   Преподаватели: Udacity, iversity, Canvas Network, Wedubox, Udemy
Стратификация поставщиков:
   Все поставщики равны: Coursera, Udacity, Khan Academy
  Имеется иерархия: Futurelearn, EDX
Юридически значимой является классификация по первому основанию. Наличие юридического лица у организационной структуры, создающей, наполняющей, администрирующей МООК-платформу является фактически обязательным. Это связано с особенностью МООК-платформ, они привлекательны только если собирают  курса разных университетов, разных преподавателей, предоставляют возможность выбора и сравнения, при этом задавая определенный технологический и педагогический стандарт. Безусловно, существуют  Carnegie Mellon University - Open Learning Initiative,  University of Amsterdam, Yale Open Courses и другие площадки МООК отдельных университетов. Однако они не пользуются такой же популярностью как EDX, Coursera, Udacity и т.п.  Для их представления пользователям созданы сайты-агрегаторы (Class Central,  My Education Path, eclass), перед которыми в свою очередь стоит проблема юридической регистрации.   Кроме того, при создании платформы на базе структурного подразделения вуза в российских условиях, перспективы монетизации на основе стратегии Freemium будут чрезвычайно затруднены.

Правовые возможности организации МООК в России
Рассмотрим возможности и вероятности организационного оформления платформы МООК в России:
  1. Как мы видим форма государственной некоммерческой организации имеет прецеденты. Особенно характерен пример Франции. 28 февраля 2013 Правительство Франции приняло амбициозную дорожную карту, направленную на дальнейшую дигитализацию. После принятия Закона от 22 июля 2013 «О высшем образовании и научных исследованиях», Министерство высшего образования и научных исследований открывает 2 октября 2013 г. платформу Французского цифрового университета (FUN). Эта платформа должна сделать доступными в Интернете лекций преподавателей вузов и школ на французском языке.
  2. Однако позиция Министерства образования и науки России была уже не раз озвучена на заседаниях Межведомственной рабочей группы МОН по развитию ЭО, ДОТ, поэтому в обозримое время не стоит ожидать создания такой организации в нашей стране.
  3. Коммерческая организация. Известно, что проблема монетизации МООК в стратегии Freemium не решена на сегодняшний день даже отцами-основателями  for-profit- MOOC (Coursera, Udacity). Очевидно, их спасает мощь и долготерпение венчурных фондов и компаний США.  Анализ,  представленный Огановым А.Г. (проект Uniweb) и Конанчуком Д.С. на конференции  НОТВ-2014 в Екатеринбурге указывает для российских коммерческих компаний единственный путь – платформы платных дистанционных и частично-дистанционных курсов уровня ДПО, создаваемых самостоятельно или в модели провайдера образовательных ресурсов вуза-партнера. Вузы, имеющие свои ДОТ-курсы повышения квалификации и профпереподготовки в таком сотрудничестве не заинтересованы.
  4. Тем не менее, вузы, в отличие от коммерческих организаций, более заинтересованы в создании условно бесплатных МООК и их представлении на популярных платформах. Помимо перспектив не быстрой, но возможной Freemium-монетизации, они имеют ряд других мотиваций (см. http://timkin-blog.blogspot.ru/2014/01/blog-post_206.html). Вузам существующим законодательством разрешены всего несколько путей:

  • создавать платформу и МООК на базе своего структурного подразделения. Недостатки этого пути обсуждались выше;
  • согласно ст. 15 ФЗ 273  в рамках сетевых форм реализации образовательных программ возможно на основе заключения договора между организациями использовать и создавать для отдельных образовательных программ их части в формате МООК. Однако этот механизм представляется громоздким, он не универсален, привязан к конкретным образовательным программам общим для образовательных учреждений, требует заключения не только договоров, но и согласования образовательных программ; 
  • согласно ст. 103 ФЗ 273  вузы м.б. учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств – коммерческих организаций, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Однако в этот перечень не входят образовательные продукты и поэтому вуз не может внести учебный курс в уставной и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств и каким-либо другим законным образом передать и зафиксировать свое право на него;
  • согласно N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 21.02.2014 г. ст. 11 юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве. Ассоциация является одним из видов некоммерческих организаций, которые могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация в форме Ассоциации вузов
В рамках деятельности Ассоциации ее члены могут совместно создавать, наполнять, администрировать МООК-платформу используя разные механизмы деятельности. Общая деятельность кроме объединения ресурсов вузов будет способствовать продвижению и рекламе общего продукта. Не случайно, такие известные и национально ориентированные проекты как  EDX, OpenupEd, MOOCxuetangX, фактически Futurelearn пошли по этому пути.
Для вузов-членов Ассоциации эта юридическая форма удобна тем, что:

  • В отношении членов Ассоциация обладает только теми полномочиями и выполняет те функции, которые добровольно делегированы ей членами Ассоциации в соответствии с уставом и учредительным договором.
  • Члены Ассоциации вправе в порядке, установленном законом или уставом Ассоциации, участвовать в управлении делами Ассоциации, в том числе инициировать ее ликвидацию, безвозмездно, в соответствие с Уставом, пользоваться оказываемыми Ассоциацией услугами, информацией, имеющейся в Ассоциации, на равных началах с другими ее членами использовать прочие права.
  • Определенные материальные и финансовые взаимодействия между членами Ассоциации и третьими юридическими и физическими лицами возможно осуществлять с использованием механизмов регулярных и целевых взносов, причем взносы могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другим имуществом.
  • При ликвидации Ассоциации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество либо его стоимость подлежит распределению между членами Ассоциации в пределах размера их имущественного взноса.
  • Учредителями Ассоциации как некоммерческой организации могут выступать как  юридические, так и физические лица.
  • Ассоциация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации и некоторые другие действия.
  • На базе Ассоциации могут создаваться новые некоммерческие организации, способные решать другие совместные задачи развития ЭО, ДОТ для достижения общественно полезных и совместных целей развития членов Ассоциации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий