суббота, 25 октября 2014 г.

Предложения к региональной программе использования MOOCs-Coursera для профессионального развития педагогов Омской области

В виде статьи подготовил для Минобразования Омской области проект использования МООК для повышения квалификации педагогов (учителей школ) региона. Не уверен, что проект будет поддержан, но м.б. он заинтересует кого-нибудь в других регионах? А м.б. вызовет у кого-то возражения и критику? Пусть это не совсем пост для блога, но публикую:

Нечто вроде эпиграфа: "Профессионалом можно стать лишь тогда,
когда обогатишь свою память знаниями
всех тех богатств, которое выработало человечество"

Массовые открытые онлайн курсы (МООК), бурно развивавшиеся последние 3 года,  стали мощным интеллектуальным и педагогическим ресурсом глобального значения. Становится ясным, что наиболее значимым и перспективным является использование МООК в дополнительном образовании взрослых, как формальном, так и неформальном. Одна из последних инноваций Coursera так называемые «специализации». В отечественной терминологии это фактически программы профессиональной переподготовки как по их объему-размеру (примерно годовой цикл курсов), так и по цели: получение компетенций в относительно новой сфере деятельности для людей, уже имеющих образование и профессию. Специализации были введены в январе 2014 года и быстро приобрели популярность. Характерно, что этот тип МООК не бесплатен, каждый курс программы имеет свою стоимость, но, как правило, невысокую и связываемую с идентификацией.
Так программа специализации «Foundations of Teaching forLearning», состоящая из 8 курсов и дипломного проектирования, будет стоить слушателям $281 или 11500 руб. по текущему курсу. «Virtual Teacher Program», состоящая из 4 курсов и дипломного проектирования, будет стоить слушателям $245 или 10000 руб. по текущему курсу.
Помимо стоимости (относительно невысокой) существуют более веские причины, затрудняющие прямое использование специализаций, а также отдельных курсов Coursera и других провайдеров МООК для повышения квалификации и профессионального развития учителей в России. Это как минимум:
1.                Языковой барьер [1]
2.                Различия в системах образования, которые порой не позволяют непосредственно перенести в российские условия методы и средства, используемые в системе образования другой страны (особенности законодательства, требования ФГОСов и т.п.)
3.                Невозможность  признания результатов прохождения курсов и специализаций МООК-провайдеров  в качестве формального повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Последний барьер определяется жесткой границей между формальным и неформальным образованием. Как отмечает В.С. Третьяков «…освоенные курсы могут быть признаны образовательными организациями с точки зрения результатов обучения, но не могут быть признаны как освоение части образовательной программы. Это связано с тем, что при обучении на MOOК обучающийся не поступает в образовательную организацию и не имеет никакого статуса. Выходом может быть зачисление на освоение дополнительной программы при обучении на MOOК, но существующая типология дополнительных программ  для определенных категорий граждан (не имеющих и не осваивающих высшее образование) делает невозможным освоение любого выбранного курса в составе дополнительной программы. Кроме этого, в формат дополнительных программ не попадают курсы зарубежных площадок, а получение российскими площадками образовательной лицензии также пока остается сложным процессом» [6].
Как паллиатив автором была предложена и разработана программа ДПО (повышение квалификации для НПР вузов) "Массовые открытые онлайн курсы в учебном процессе вуза", которая включала как часть программы  англоязычный МООК [2]. Курс был создан на сервере дистанционного обучения Омского регионального электронного университета (ОмРЭУ), апробирован в марте-апреле 2014 г. и получил благожелательные отзывы слушателей. Учебный процесс длится 2-3 месяца в зависимости от успеваемости слушателей и  продолжительности параллельно изучаемого МООК. Авторский модуль построен как обычный дистанционный курс и предполагает встречи с преподавателем на вебинарах или даже очно. Его роднит с МООК то, что, если для слушателя достаточен сертификат - то он бесплатен, а если нужно удостоверение о повышении квалификации - то надо необходима небольшая оплата (6 тысяч рублей). 
В результате обучения слушатель получает представление о феномене массовых открытых онлайн-курсов (МООК или MOOCs) в контексте инновационных процессов в системе образования США и глобализации образования, о моделях и способах их применения в учебном процессе вуза. По результатам обучения слушателем выполняется подготовка и защита выпускной работы в виде проекта использования МООСs и опыта его изучения в собственной педагогической деятельности.  
Однако, как показывает практика, массового спроса на такого типа курсы добиться не удалось, что и понятно: по-прежнему остается языковой барьер, прочие трудности адаптации, добавляется необходимость согласования учебных графиков МООК и авторского модуля.
Очевидно, что необходимо найти другое решение, способное реализовать широкое освоение отечественной, региональной педагогической системой глобального педагогического опыта, который нам предоставляют феноменыOER (открытые образовательные ресурсы) и MOOCs.  
В нашем регионе созданы и эффективно действуют профессиональные сообщества педагогов, использующих для своего методического взаимодействия средства ИКТ, которые называются виртуальными методическими сообществами (ВМО) [3]. На сервере РИАЦ (http://vmo.obr55.ru/) активно работают следующие сообщества:
·                      Школьная администрация
·                      Русский язык и литература
·                      Математика
·                      История и обществознание
·                      Информатика
·                      Естественно-научные дисциплины
·                      Начальная школа
·                      Искусство
·                      Дистанционное обучение
·                      Школьные библиотекари
Основная цель работы ВМО - обобщение, систематизация и передача передового педагогического опыта, создание условий для профессионального роста педагогов с использованием дистанционных технологий.
Задачи:
- организация информационно-коммуникационной образовательной среды профессионального развития педагогов;
- создание продуктивных условий для обмена методическими наработками, программами, электронными дидактическими материалами;
- популяризация прошедших практическую проверку форм и методов использования информационно-коммуникационных технологий в методике обучения школьным предметам;
- создание коллекций полезных ссылок и каталогов учебно-методических материалов;
- проведение сетевых конкурсов разработанных учебно-методических материалов;
- организация дистанционной консультационной поддержки учителей (методический форум, Skype-консультации и т.д.);
- проведение Интернет – конференций и методических семинаров, видео-конференций и пр. по актуальным педагогическим проблемам.
Ясно, что освоение мирового дидактического и методического опыта, накопленного и представленного в OER иMOOCs позволит приблизить решение любой из поставленных перед ВМО задач.  
Например, в таблицах 1 и 2 представлены программы и курсы для преподавателей и учителей, изучение, освоение и передача опыта которых могут составить долговременный рабочий проект для ВМО «Дистанционное обучение» и ВМО «Естественно-научные дисциплины».

 Таблица 1. МООК Coursera по направлению электронное и смешанное обучение в программах общего образования

Название курса (оригинальное/перевод), университет, страна

Аннотация
Язык, титры, условия доступа
1
Virtual Teacher Program/
Программа "Виртуальный учитель"
Калифорнийский университет в Ирвайне (США)
Специализация из 4 курсов и дипломного проектирования


В рамках этой программы вы получите навыки, которые помогут вам перейти от преподавания в классной аудитории к дистанционной или смешанной модели обучения. Вы узнаете как соответствовать потребностям системы образования  в квалифицированных преподавателях, обладающих специальными навыками для немедленного перехода к дистанционному обучению. Вы получите возможность разработать собственный метод улучшения академических достижений учащихся, в то же время поддерживая в них чувство взаимопомощи и общности.
Включает отдельные курсы, которые можно изучить бесплатно:
Foundations of Virtual Instruction
Emerging Trends & Technologies in the Virtual K-12 Classroom
Advanced Instructional Strategies in the Virtual Classroom
Performance Assessment in the Virtual Classroom
Английский
Английские субтитры,
$245

2
Powerful Tools for Teaching and Learning: Digital Storytelling/ Мощные инструменты для преподавания и обучения: цифровой рассказ,
Университет Хьюстона (США)
Этот курс предназначен для школьных учителей всех дисциплин. Участники курса будут использовать WeVideo, бесплатный веб-программы для редактирования видео для создания цифрового рассказа, которым  можно было бы поделиться онлайн и с учениками в классе.
Английский
Английские субтитры, бесплатно
3
K-12 Blended and Online Learning/ Смешанное и онлайн обучение K-12,
Университетская  система Джорджии,
Кеннесо университет (США)
Курс предназначен для представления школьным учителям и сообществам смешанного и онлайн-обучения. В  первые  4 недели курса слушатели  получат вводные знания о школьном  смешанном и онлайн-преподавании и обучении. В течение последних 4 недель учащиеся будут использовать эти новые знания, чтобы начать проектирование и разработку собственного эффективного смешанного и онлайн обучения для школьников. Содержание курса было разработано на основе стандартов, написанных Международной ассоциации по школьному  онлайновому обучению (iNACOL).

Английский
Английские субтитры
с автоматическим переводом на русский, бесплатно
4
E-learning and Digital Cultures / Электронное обучение и цифровые культуры
Университет Эдинбурга
5 преподавателей
Курс направлен ​​на преподавателей, технологов  и людей с общим интересом к образованию, которые хотят углубить свое понимание того, что значит учить и учиться в эпоху цифровых технологий. Курс о том, как цифровые культуры пересекаются с культурой  онлайн обучения, и как наши представления об онлайн образования формируются через «нарративов», об отношениях между людьми и технологиями.  Мы рассмотрим некоторые из самых привлекательных перспектив цифровой культуры в своих популярных и академических формах.
Английский
Английские субтитры, бесплатно

Learning to Teach Online/ 
Учимся онлайн-преподаванию
UNSW (Университет Нового Южного Уэльса), Австралия
Этот курс предназначен, чтобы помочь вам разработать рабочее понимание успешных онлайн обучающих стратегий, которые можно применить в вашей собственной практике.


Английский
Английские субтитры, бесплатно

5
Fundamentals of Online Education: Planning and Application/ Основы Интернет образования: планирование и применение,
Технологический институт штата Джорджия (США)
В этом курсе вы узнаете об основах интернет-образования. Акцент будет сделан на планировании и применении. На этапе планирования, вы будете изучать педагогику онлайн обучения, онлайн-дизайн курса, онлайн оценки, управление онлайн-классом, веб-инструменты и системы управления обучением. В фазе приложения, вы будете создавать онлайн учебные материалы. Окончательный проект для курса будет представлять задачу создания онлайн- курса на основе всего того, что вы узнали и созданного Вами в процессе.
Английский, бесплатно
6
ICT in Primary Education: Transforming children's learning across the curriculum/ ИКТ в начальном образовании, Лондонский университет, Великобритания
Учителя и политики, работающие во всех секторах образования в настоящее время признают важность и ценность технологии для обучения и преподавания. Институт образования, Лондонский университет (МОР http://www.ioe.ac.uk/ ) и Институт ЮНЕСКО по ИТ в образовании (ИИТО http://iite.unesco.org/ ) сотрудничают, чтобы запустить этот профессиональный развивающий курс для учителей, директоров школ и политиков, работающих в секторе начального образования.
Английский, бесплатно
7
Blended Learning: Personalizing Education for Students / Смешанное обучение: индивидуальное обучение для учащихся
Silicon Schools Fund,
New Teacher Center,
Clayton Christensen Institute (США)[1]
Исследуются различные модели смешанного обучения. В частности, мы будем смотреть на эти вопросы через призму трех высокопроизводительных школ,  каждая из которых использует собственный тип смешанного обучения.

Английский
Английские субтитры, бесплатно

Таблица 2. МООК Coursera по направлению «физика», уровень общего образования

Предмет, название курса
университет, страна

Общее

1
Ваше обучение наукам: перспективы и практика. Состоит из четырех курсов
Университет Райс (США)
2
Основы ремесла: конструктивистский подход при STEM-обучении
Эксплораториум
3
Использование нового поколения научных стандартов для более глубокого понимания учащихся
Университет Райс (США)

Физика

4
Введение в физическую лабораторию
Технологический институт штата Джорджия (США)
5
Как все это работает: введение в физику в контексте повседневных объектов.
Университет Вирджинии (США)
6
Нанотехнологии: основы
Университет Райс (США)
7
Наше энергетическое будущее
Университет Калифорнии, Сан-Диего (США)
8
Введение в астрономию
Университет Дьюка (США)
9
От Большого взрыва до темной энергии
Токийский университет, (Япония)

Химия

10
Введение в химию: 2 курса
Университет Дьюка (США)
11
Подготовка к общей химии
Университета Рутгерса (США)
12
Химия и здоровье
Университет Джонса Хопкинса

Биология

13
Введение в генетику и эволюцию
Университет Дьюка (США)
14
Генетика и общество: курс для преподавателей
Американский музей естественной истории

Экология и география

15
Вода: ценный ресурс
Национальное географическое общество (США)
16
Дистанционное обучение по экологии
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне (США)
17
Динамичная Земля: курс для преподавателей
Национальное географическое общество (США)
Какие задачи должны быть решены ВМО, чтобы содержание этих МООК стало достоянием широкой педагогической общественности, Очевидно, что это:
1.     Перевод материалов курсов или частей курсов;
2.     Адаптация материалов курсов к отечественной нормативно-правовой и  информационно-образовательной  среде
3.     Сохранение, рецензирование и распространение наиболее интересных материалов;
4.     Рецензирование учебного процесса, трансляция и распространение  опыта обучения в курсе;
5.     Проведение семинаров-обсуждений в педагогических сообществах;
6.     Создание с использованием опыта и материалов курсов МООК (при соблюдении лицензионных условий, чаще всего Creative Commons и GNU FDL) собственных программ повышения квалификации педагогов;
7.     Разработка методические рекомендации для педагогов.
Естественно, что без других как принято сейчас говорить стейкхо́лдеров (заинтересованная, причастная сторона) самим ВМО будет трудно запустить проекты такого уровня. Необходимую методологическую поддержку, связь с вузами, организацию работ сможет обеспечить Ассоциация некоммерческой организаций ОмРЭУ [4]. Языковые факультеты вузов способны предоставить пусть не очень квалифицированную, зато массовую переводческую поддержку, внедрив в практику студентов-лингвистов переводы MOOCs и OER. ИРООО, ОмГПУ, ОмГУ способны обеспечить повышение квалификации учителей г. Омска и Омской области. В донесении инноваций и повышении квалификации учителей области важную роль могут сыграть ресурсные центры, функционирующие в каждом из районов Омской области, имеющие специалистов и необходимое оборудование [5]. Платформой-провайдером адаптированных OER,  MOOCs  и созданных в проекте ресурсов должны стать информационные системы ОмРЭУ и ВМО (РИАЦ), где они размещаются в форматах адаптированных для учителей (курсы ПК, библиотеки методических материалов, библиотеки учебных ресурсов).

Постановка проектов и задач, так же как их ресурсное обеспечение - за региональными органами власти. Так, известно, что результаты сдачи школьниками ЕГЭ по физике и другим естественнонаучным предметам в регионе далеки от желаемого. Для исправления ситуации, в частности, необходимо обеспечить учителей физики Омской области современным образовательным контентом и инструментарием, провести повышение их квалификации, увеличить мотивацию и интерес учащихся в изучении физики и техники. Все это можно сделать через привлечение нового контента, методик, технологий и инструментов, предоставляемых от лучших образовательных учреждений в формате МООК. Все необходимые организационные, кадровые, технологические инструменты для решения подобных комплексных задач в регионе имеются. Залог успеха в сотрудничестве всех заинтересованных сторон.

Литература
1.      Тимкин С.Л. МООСs в России: языковой барьер// Новые технологии в лингвистике и лингводидактике: материалы международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 23-29
2.      Тимкин С.Л. Массовые открытые онлайн-курсы  в учебном процессе вуза. Курс ПК, 72 часа// http://do.omreu.ru/course/view.php?id=2 [электронный ресурс свободного доступа]
3.      Тимкин С.Л. Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области// "Омский научный вестник". Серия Общество. История. Современность. 2008 г., №5(72) с. 5-8
4.      Тимкин С.Л. Ассоциация ОмРЭУ как инструмент формирования открытой электронной образовательной среды Омской области // Интернет – свободный, безопасный, образовательный. Межрегиональная научно-практическая конференция (18-19 октября 2013 г., г. Омск)/Сборник материалов. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. – С. 61-67
5.      Тимкин С.Л. Создание системы муниципальных ресурсных центров информатизации образования в сотрудничестве министерства образования Омской области и Омского государственного университета // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы V всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1 октября 2008 г.)/ Отв. Ред. В.И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2008. – С. 436-438
6.      Третьяков В.С. Концепция изменения НПА для электронных и открытых университетов// FB/- оп.  12.10.2014 г. в группе Профессионалы дистанционного обучения https://www.facebook.com/groups/profiEL/735218026560633/?notif_t=group_activity



[1] Имеется перевод  на русский видеолекций на сайте совместного проекта ABBYY Language Services и Digital October «Переведём Coursera» //http://coursera.abbyy-ls.com/ru/Course/8865eb59-e621-4c49-ab5f-43358859ec0e

Комментариев нет:

Отправить комментарий