среда, 21 января 2015 г.

МООК в 2014 г.: общий рост, особенности европейских МООК и перспективы русских (обзор, базирующийся на обзоре от Class Central [1], исследованиях и данных Ассоциации Европейских университетов (EAU) [2,3] и собственных оценках [4])

Итак в 2014 г. году число университетов, предлагающих MOOCs удвоилось. Преодолена планка в 400 университетов, с удвоением числа накопленных курсов (2400) [1].  Ниже представлен график роста МООК, в т.ч. с курсами, заявленными на первую половину 2015 г.
Рис. 1 Динамика роста МООК
ТОП-5 провайдеров[1] курсов по количеству курсантов как и раньше возглавляет Coursera (табл. на рис. 2)
Рис. 2 Рейтинг провайдеров по количеству слушателей курсов
MiriadaX стала первым провайдером МООК за пределами США, которая перешла за 1 миллион зарегистрированных пользователей, в основном на большом испаноязычном рынке. В Великобритании FutureLearn  зарегистрировал 800 000 пользователей, и он должен быть следующим провайдером, который привлечет миллион пользователей.



[1] Под провайдером МООК будем понимать интернет-площадку, на которой представляется МООК, термин «поставщик» скорее относится к вузу или преподавателю, а «платформа» к информационной системе, ПО, в которой размещается МООК

 Европейские данные, взятые с  European MOOCs Scoreboard (на сентябрь 2014 г.) дают 770 европейских МООК. При этом мировых МООК в полтора раза больше, чем в данных Class Central. Разница, очевидно, объясняется методикой подсчета, источниками информации и прочим. Самое важное, что общая динамика схожа: рост с января по сентябрь 2014г. общемировых МООК с 1329 до 3246, а европейских с  394 до  770.    
Рис. 3. Рост европейских и мировых МООК по данным EAU
Распределение МООК по странам Европы представлено на рис. 4.
Рис. 4. Количество европейских МООК по странам на 03.09.2014
Наиболее «продвинутыми» являются Испания и Великобритания.  Россия на первый взгляд занимает непрезентабельное 6 место, деля его с Данией, но если провести собственное исследование и учесть реально действующих в России провайдеров МООК [4], то со своими 111 МООК, из которых 82 предоставляются отечественными провайдерами, Россия выйдет на 3 место, обогнав Францию и Германию. И это ее законное место. На наш взгляд, МООК-активность как и почти любая другая Интернет-деятельность в конечном счете должна коррелировать с количеством носителей языка и ролью языка в Интернет-пространстве (см. рис. 5). 

Рис. 5 Языковое распределение согласно принадлежности к государственному языку
А учитывая роль русского языка в странах бывшего СССР (50% активно пользуются, 75% хорошо воспринимают, см. рис. 6), а также необыкновенную активность носителей русского языка в создании именно русскоязычных ресурсов (см. рис. 7), наша доля в МООК–рейтинге должна при благоприятных условиях стать еще выше. 
 Рис. 6. Использование русского языка в странах бывшего СССР
Рис.7. Распространенность русскоязычных сайтов в мировом Интернет-пространстве
По количеству курсов произошли интересные изменения с 2013 г. В 2013 году Coursera предложила почти половину всех MOOCs, но в 2014 году ее доля сократилась до трети.
Она по-прежнему вдвое больше, чем занявший второе место EDX, который удвоил свою долю в прошлом году (и в настоящее время имеет около 400 курсов на своей платформе).  По абсолютному количеству МООК MiriadaX на третьем месте, четвертом FutureLearn (после Coursera, EDX и Canvas, см.  https://www.class-central.com/providers). А вот на шестое место можно поставить вместе с арабским Rwaq наш российский УНИВЕРСАРИУМ с его 63 курсами (к сожалению УНИВЕРСАРИУМ пока не входит в список отслеживаемых основными мировыми агрегаторами МООК провайдеров).
По данным Class Central курсы в настоящее время предлагаются на 13 различных языках, причем 80%  преподаются на английском языке. Испанский язык является следующим с 8,5% курсов, в основном из-за Miriada X (консорциума почти 30 университетов  Испании и Латинской Америке), а затем французский и китайский языки (см. https://www.class-central.com/languages). Опять же если учитывать курсы на УНИВЕРСАРИУМе, Лекториуме, Stepic и некоторых других провайдерах (а не только на Coursera), то 119 русскоязычных МООК [4] займут достойное третье место после английского (с большим отрывом) и испанского (примерно вдвое больше) языков.
Тематика курсов в общемировой (см. рис. 10) и европейской (рис. 11) статистиках отличается не очень заметно. Наверное, можно говорить  о некотором преобладании в Европе естественных и технических  наук.
 Отмеченные в 2014 мировые тенденции [1]:
1.       MООК-провайдеры расширяют свои полномочия в том числе финансовые (платные специализации на Coursera,  XSERIES сертификат у EDX,  Udacity в Nanodegrees)
2.       Повышение качества МООК
3.       Принятие платформы EDX рядом значимых провайдеров (например, FUN)
4.       Тенденция к постоянному доступу (вслед за Udecity Udemy и даже Coursera отказываются в части курса от обязательного дедлайна)
Главными, конечно, являются успехи (относительные, но все же) в монетизации (1-й пункт) В октябре тот же автор [6] предсказывал, что Coursera на пути, чтобы сделать $ 8-12 миллионов дохода в 2014 году. Не Бог весть какие доходы по сравнению со вложенными средствами, однако «несколько  университетов уже восстанавливает свои расходы за счет общего дохода».  
 Особенности европейских МООК [2]:
Исследование базируется на  опросе, проведенном между октябрем и декабрем 2013  и охватывает 249 ответов от высших учебных заведений, в большинстве своем университетов, из 38 европейских стран [2].  Из них  5 университетов России: Московский лингвистический университет, ВШЭ,  РУДН, Южный федеральный университет, СпбГУ. Исследование незакончено, в скором времени обещают дополнить данными 2014 г. Частично это сделано здесь [3].
Главной особенностью европейских МООК является их многоязычность. Хотя МООК в Европе соответствуют общей тенденции, где английский является языком преподавания, тем не менее, МООК делают скромный, но важный вклад в языковое многообразие (см. рис. 12). 

Рис. 12. Языки европейских МООК
Шесть из 29 учреждений (в Италии, России, Испании, Турции и Швейцарии), предоставляющих МООК, ведут курсы на двух языках, а именно на родном языке (французском, итальянском, испанском, русском и турецком) и  английском.
Курсы, которые преподаются только на одном языке представляют 23 учреждения:
•             10 учебных заведений в Дании, Ирландии, Нидерландах, Норвегии и Великобритании только на английском языке, отражая традицию англоязычного образования в Северной Европе.
•             13 учреждений предлагают курсы только на национальном языке той страны, где они есть: испанский (семь университетов), немецкий (четыре университета в Германии) и французский (два университета во Франции). Это страны с относительно большой численностью населения и всемирно-известными языками.
Исключением является испанское учебное заведение, предлагающее курсы МООК на испанском и каталонском.
Интересно узнать, отмечается в исследовании, будет ли билингвальность курсов  устойчивой  и будет ли  процветать в течение длительного периода? Некоторые считают, что обучение МООК ведется на одном английском языке только в самом начале с тем, чтобы процесс обучения был немного упрощен, но учреждения с большим опытом использования подобных курсов будут стремиться к  увеличению количества языков,  на которых  будут  доступны курсы.  Академические обмены и сотрудничество, а также интерес  к другим странам и регионам – все это аргументы в  пользу  расширения языковых возможностей при проведении онлайн-курсов.
Второй особенность. МООК в Европе является то, что в представленной выборке именно технические университеты, кажется, наиболее заинтересованы онлайн-курсами МООК, и на них приходится значительная доля небольшой группы институтов, которые могут их предложить. Географическое распределение этих учреждений (включая в себя Данию, Германию, Ирландию, Нидерланды, Норвегию, Испанию и Швейцарию) само по себе интересное, так же как и их подход к дистанционному обучению МООК. Большинство из них предлагают один или два курса, которые ведутся на английском языке, и планируют умеренно увеличить их обеспечение, путем открытия нескольких новых курсов в дальнейшем. Чаще, чем другие учреждения, они, намерены совмещать онлайн-курсы МООК в смешанных учебных программах с обычным обучением. Кроме того, большинство технических университетов собирают данные о МООК, в то время как немногие из многопрофильных университетов, специализированных или университетов прикладных наук  делают это.

Тенденции в развитии отечественных МООК [4]:
Полтора года назад в своих постах на этом блоге я задавал вопрос: «Насколько готовы университеты России, МОН РФ, другие отечественные «стейкхолдеры» «держать удар» и играть на глобальном уровне?»
Сегодня я бы ответил, что они «удар держат» и, если не на глобальном, то на отечественном рынке играть начали и довольно активно. Свидетельством тому статистика, которая на европейском уровне выглядит неплохо (см. выше). Общемировые (американские) проблемы решать еще рано. Перспективы развития тоже есть. Имеются предпосылки для «верхней», административной, и «нижней» экономической  мотивации в т.ч. и в результате ухудшающегося экономического положения, (см. здесь и здесь).
Хотелось бы еще, чтобы власти в России более отчетливо поняли политическое (если не геополитическое) значение русского Интернет-сегмента в глобальном образовательном пространстве и рынке и более активно включились бы в поддержку текущего процесса.

 Литература
1.       Dhawal Shah  MOOCs in 2014: Breaking Down the Numbers// Dec 26, 2014 https://www.edsurge.com/n/2014-12-26-moocs-in-2014-breaking-down-the-numbers
2.       Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci E-learning in European Higher Education Institutions. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013//  European University Association, November 2014. – p.92. http://www.eua.be/
3.       European MOOCs Scoreboard. Last updated 03/09/2014//, www.openeducationeuropa.eu/en/european_scoreboard_moocs
4.       Тимкин С.Л. Русские МООК. Попытка получить количественные показатели// http://timkin-blog.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html
5.       Dhawal Shah  MOOCs in 2013: Breaking Down the Numbers // https://www.edsurge.com/n/
6.       Dhawal Shah How Does Coursera Make Money? // Oct 15, 2014 https://www.edsurge.com/n/2014-10-15-how-does-coursera-make-money


Комментариев нет:

Отправить комментарий