понедельник, 19 января 2015 г.

Русские МООК. Попытка получить количественные показатели

Относительно недавний обзор европейских МООК, проведенный Ассоциацией Европейских университетов (EAU) [1] позволяет поднять вопрос: Что такое русские МООК и какое количество их мы имеем на сегодняшний день?
Количественные данные приведены EAU в  инфографике на страничке, названной European MOOCs Scoreboard [2]. В методике расчетов  [3]  приведены критерии того, что считать МООК? Итак, EAU насчитывает 9 признаков какой курс считать МООК:
1. Массовый, в смысле без ограничения посещаемости;
2. «Открытый» в смысле доступности любому в любом месте до тех пор, пока есть подключение к интернету;
3. Бесплатный (не включая свидетельства об окончании);
4. Это д.б. Интернет-курс;
5. Структурированный вокруг набора целей обучения в определенной области исследования;
6. Выполняемый в определенный период времени, имеющий  начальную и конечную дату;
7. Предлагает возможности для взаимодействия, такие как социальные медиа, форумы, блоги или RSS-каналы, чтобы построить учебное сообщество;
8. Учебные материалы, такие как видео, тексты для чтения и другие, предоставляются бесплатно, так же как и обязанности по курсу  дизайнеров, преподавателей, координаторов или даже самих студентов (формат cMOOCs);
9. Включает в себя оценку или оценивание, самооценку или взаимное оценивание.

Методология  создания базы данных европейских МООК заключалась в следующем:
1. Были сделаны попытки установить контакт с каждым высшим учебным заведением в Европе, с просьбой предлагают ли они какие-либо MOOК или другие открытые образовательные ресурсы. Сотни учреждений ответили и предоставленную ими информацию начали вводить в базу данных.
2. Потом пошли на сайты учреждений, которые не ответили и искали общедоступные MOOК, которые также добавили в базу данных.
3. Наконец, провели перепроверку с другими поставщиками MООК и агрегаторами, таких как iversity (?) и OpenupEd
4. Далее на постоянной основе, отслеживаются новые MOOК, используя оповещения Google, RSS-каналы, и ручной поиск. Также принимается информация от учреждений и каждый месяц проверяются поставщики MООК и агрегаторы.
5. Как только находится новый MООК, он добавляется в базу данных.
Отслеживаются European Sources: European Education Institutions at the Open Education Europa portal, Alison, First Business MOOC, FUN, FutureLearn, Iversity, Miriada X, Open Classrooms, Open Course World, openHPI, openSAP, Unow, UnX, Océan
 Other Sources: Coursera, EDX, Canvas, Connected Courses, CnMOOC,  CourseSites, Edraak, Novoed, Standford University, P2PU, Open learning, Open2Study, Education MongoDB, Janux, JMOOC, High Tech High, Complexity Explorer, Rwaq, OER University, OOEd, Google, Kaikeba, REL2014, Udemy

Я в частном порядке для получения списка и установления количества русскоязычных МООК не могу установить контакты с каждым вузом России, но опираясь на
1. Критерии МООК EAU
2. Их данные и списки отслеживаемых ресурсов
3. Собственный список отечественных платформ и поставщиков МООК, а также отечественных агрегаторов (см. ниже)
посчитал возможным провести такую работу.
При этом не были включены в список провайдеров МООК следующие ресурсы, учитываемые в качестве таковых моими коллегами (например, http://www.centersot.net/groups/viewbulletin/758-------.html?groupid=335 и http://www.eclass.cc/ ):
1. Интуит, Businesslearning - при всех их достоинствах, «первопроходстве», заслугах для российского образования они не соответствуют МООК по критериям 6 и 7, прежде всего это несовременный формат, который, впрочем, вполне устраним и можно ожидать, что эти ресурсы в будущем волььются в список российских МООК.
2. «Учи новое» (http://uchinovoe.ru/playlists#nauka) – трудно назвать полноценными учебными курсами то, что представлено на портале. Это наборы материалов  (несоответствие  по пп.5.6.7.9)
3. Образование от HeadHunter (http://eduhh.ru/) – бесплатные курсы представляют собой лишь анонсы, презентации платных курсов
4. Университет без границ (http://universitetbezgraniz.ru/) -_ несоответствие по пп. 7,8
5. Неотология http://netology.ru/ - несоответствие по п. 3
6. http://www.get2know.ru/ - бесплатные варианты не удовлетворяют условиям 7, 8,9
7. Eduson (https://www.eduson.tv), Zillion( http://zillion.net/ru/)  - трудно назвать курсами (пусть они частично бесплатные) наборы материалов, содержащие до 3 часов видео (чаще до 1 часа), и до 6 часов необходимого времени. Несоответствие по п.5  
8. Univeb (http://uniweb.ru/) – бесплатные варианты не удовлетворяют условиям 7, 8,9
9. Образование.рф  - немногочисленные бесплатные курсы не соответствуют по пп. 6 и 7
10. Закрытые и платные курсы на Udemy – несоответствие по п. 2 и 3
11. Hexlet (http://hexlet.org/) с его 11 бесплатными курсами  – симпатичный, хотя и не совсем российский ресурс, но крайне нестабильный доступ, регулярно «всплывающие» ошибки не позволяют отнести ресурс к МООК по критерию 2.

Также однозначно не включались множество отдельных учебных ресурсов, содержащих признаками ООР, но не МООК  типа бесплатные курсы «Стратоплана « (http://www.stratoplan.ru/), видеолекции Яндекса (http://shad.yandex.ru/lectures, academy.yandex.ru/), Постнаука (http://postnauka.ru/courses), Лектории МФТИ (http://lectoriy.mipt.ru/) и т.п.

На грани, но включены следующие ресурсы:
1. Русскоязычные курсы на Udemy. Сама платформа и бесплатные курсы на ней отвечают требованиям (м.б. за  исключением п.6 и то здесь встречается определенный дедлайн (включенность в проект)), но оторванность от вузов, от формального учебного процесса  скорее всего не позволит использовать подобного рода курсы в лицензируемых образовательных программах.
2. То же касается курсов HTML Academy

То что получилось, представлено в таблице:
Платформа (провайдер), адрес
Наличие курсов, соответствующих критериям МООК
Отображение в мировых и отечественных агрегаторах[1]
Кол-во курсов, отвечающих МООК-критериям (русскоязычных/ сделанных в России)
1
Coursera
https://www.coursera.org
да, все
во всех
28/22
29
Iversity
https://iversity.org
да
class-central.com
eclass.cc
1/0
30
Open University of Israel
http://mooc.openu.ac.il/
да
openuped.eu
1/0
31
Универсариум
http://universarium.org/

да
eclass.cc
62/62
93
Udemy[2]
www.udemy.com
Да (искл. 6)
eclass.cc
7/7
100
HTML Academy[3]
http://htmlacademy.ru/
Да (искл. 6)
-
3/3
103
Stepic
https://stepic.org/
да
eclass.cc
4/4
107
Computer Science Center
http://compscicenter.ru/
Да?
eclass.cc
3/3
110
Лекториум
www.lektorium.tv
да
-
9/9
119
Образование на русском
https://pushkininstitute.ru/

Да (искл. 6)
-
1/1


[1] Учитывались следующие агрегаторы: openuped.eu, class-central.com (coursera, iversity), eclass.cc
[2] Небольшие бесплатные курсы (есть и платные), предоставляемые преподавателями индивидуально
[3] Множество небольших курсов, снабженных тренажерами, практическими работами, промежуточными и итоговыми испытаниями, но без видео. Разбиты на 3 группы (18 миникурсов в 1-й группе, 11 во второй, 1 в третьей); 

Ссылка на полную таблицу со списком всех МООК будет приведена позже.
В результате такого подхода в массовым открытым онлайн курсам может быть  отнесено 119 русскоязычных открытых образовательных ресурсов, из которых 111 сделано в России российскими авторами при поддержке российских вузов, причем 82 МООК размещено на российских платформах и провайдерах.
Это безусловно меньше, чем насчитывает русских  МООК  отечественный агрегатор  eclass.cc (1042), но существенно больше, чем представлено на европейском МООК-табло (см. рис. 2 – 19 шт.)

В результате в Европе по количеству МООК мы  выходим на 3-е место после Испании (256) и Великобритании (174) со своими 111 МООК. Безусловно, с сентября 2014 г. количество европейских МООК возросло (кроме того, в наш список попали и анонсированные на 1-ю половину 2015 г. МООК). Тем не менее, не исключено, что мы все же опережаем Францию (90) и Германию (87). 
Однако для того, чтобы цифры этого уровня были официальными надо, чтобы наши отечественные платформы, уже достаточно развитые (хотелось бы отметить Универсариум, Лекториум, Stepic – платформы универсального характера) были  как платформы национального уровня и вошли в список отслеживаемых хотя бы в Европе.

Литература:
1. Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci E-learning in European Higher Education Institutions. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013//  European University Association, November 2014. – p.92. http://www.eua.be/
2. European MOOCs Scoreboard. Last updated 03.09.2014 //www.openeducationeuropa.eu/en/european_scoreboard_moocs
3. Understanding the MOOC Scoreboard: Methodology and Misconceptions // http://openeducationeuropa.eu/en/blogs/understanding-mooc-scoreboard-methodology-and-misconceptions

2 комментария:

  1. HTML Academy сотрудничает с ИТМО:. 2 курса академии размещены на этой платформе (а это edx). По сути это переупаковка асинхронных курсов в более привычный синхронный MOOC-формат. Кстати, там и другие курсы есть.

    ОтветитьУдалить